Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Истоки»
(для 5-9 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Социокультурным истокам» для 5 класса составлена в
соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от
17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29
декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №
1529, от 26.01.2016 № 38);
Рабочая программа разработана с учётом:
Авторской учебной программы «Истоки». Камкин А.В., Кузьмин И.А. М: Издательский
дом «Истоки», 2015. и предназначены для использования учебного пособия для 5 класса
общеобразовательных учебных заведений: «Истоки. Память и мудрость Отечества»,
издание 2-е, исправленное. (автор Камкин А.В.). М.: Издательский дом «Истоки», 2014.
Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного
предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы
(5 - 9 классы) и по всем своим характеристикам является преемником учебного курса
«Истоки» начальной школы.
«Истоки. Семь чудес России» предназначены для 5 -го класса. В рамках этого курса
предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями
отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников
вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и
ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным,
вневременным основам российской цивилизации.
Главными целями курса в 5 -м классе являются:
* дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и
понятий, связанных с социокультурными истоками;
* приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся
памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
* закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия
действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот
опыт — ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде:
* развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские
хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица»,
«Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится,
одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное
содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию
социокультурных истоков устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения
и выводы, а также понятия социокультурного ряда получают развитие в рассказахспутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).
В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовываться принцип
спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь
возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы.
Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в
более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки, Семь чудес России», как и в
предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления,
чувствования и духовного переживания, Она предполагает выход (при направляющей роли
учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.
Программа «Истоки» основывается на ряде фундаментальных наук. Данный предмет
является учебно-дидактической адаптацией к школьному образовательному процессу
важнейших фундаментальных наук о культуре и человеке. Он опирается, прежде всего, на
опыт отечественной и зарубежной культурологии, которая раскрывает феноменологию
культуры, учит рассматривать культуру как глубокий текст и раскрывать его смыслы,
позволяет раскрыть духовный заряд культуры.
Второй фундаментальной наукой, на которой выстраивается предмет, является
отечественная и зарубежная этнология, которая умеет описывать материальную культуру,
жизненный уклад, духовно-нравственные ценности разных народов.
Сердцевину «Истоков» составили универсалии культуры, ее вечные ценности,
передаваемые из поколения в поколение.
В 5-м классе происходит знакомство с семью выдающимися памятниками
отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или
иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие
державность и т.п.).
В 5-м классе учащиеся подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной
духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения»
и осмысления выдающегося памятника или явления: соха и топор (идеал артельного,
общинного труда), крестьянские хоромы (идеал лада, согласного жизненного уклада),
соловки (идеал духовного преобржения), Покрова на Нерли (идеал меры и гармонии),
«Троица» Андрея Рублева (идеал единения на основе любви и согласия), Московский
Кремль (идеал сдержанности, государственности), летописи (идеал исторической
мудрости).
Содержание учебного курса
Введение (1 час). Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом
памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать»
великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Соха и топор (4 часа). Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической
и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность
россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артелъности
как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное
устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и
универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и
материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных
трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность.
Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа
мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской
цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в
поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных
обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной
как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий
труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое
мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы
Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Крестьянские хоромы (4 часа). Основная идея: в традиционном русском
домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в
основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и
согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка,
подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей
хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства
крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и
для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей
между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для
каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту
интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа
разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе.
Чувство меры. Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и
т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве
крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых
обитателей. Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир,
разумное домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с
топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация
пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией
помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для
души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было
жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.
Соловки (5 часов). Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной
окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым
напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому
освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий
и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное
подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси,
священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и
трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки,
ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного
использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение
духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и
преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего
преображения людей под воздействием Соловецких святынь.
Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с
деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые
земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего
внутреннего мира.
Храм Покрова на Нерли (5 часов). Основная идея: храм на реке Нерли, первый на
Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром
духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально
русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник
отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его
эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально
вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим
ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери.
Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и
мира небесного.
Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и
рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами
(шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).
Икона «Живоначальная Троица» (5 часов). Основная идея: икона «Живоначальная
Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности
основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного
подвига на пути к ним. Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного
образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой
духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева
- величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее
выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора,
золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается
внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов,
состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности
(Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их
символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во
имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению
на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний
мир. Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига;
в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь
подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в
рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях,
доступных для всех стремящихся к горнему миру.
Московский Кремль (5 часов). Основная идея: Московский Кремль, уникальный
ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и
идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи
земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству
России. Московский Кремль - символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела
Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня
«Иван Великий», чудотворные и намоленные иконы. Кремль - центр государственности,
резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии:
шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава,
скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал
Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата. Социокультурный ряд: щит военный,
щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через
восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл
государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских
реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
Летописи (5 часов). Основная идея: древнерусская историческая и летописная ли-
тература оставила нам свой неповторимый взгляд па смысл происходящих событий,
сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности
для новых поколений. Старинные летописи - наше национальное достояние. Летописец
Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода
человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю
вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель.
Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние
летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно
в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово»
- младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к
знанию о главном.
Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость,
добродетель, патриотизм.
Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники),
посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через
разнообразные формы закрепления исторической памяти.
Уроки повторения. Экскурсии. Встречи. (3 часа).
Планируемые результаты
Программа выделяет для каждого раздела основную идею. Вместе с тем учителю
важно видеть взаимосвязь этих идей и их преемственность от раздела к разделу. В
представленной таблице основные идеи разделов несколько перефразированы с целью
более четкого выявления их саморазвития и логической взаимосвязи.
Раздел
учебного
пособия
Взаимосвязь и преемственность
основных идей от раздела к разделу
Соха
и топор
Труд на земле - главное занятие и основа
благополучия человека; доверие вековому
опыту, общинность и артельностъ —
школы
трудолюбия
и
залог
плодотворного труда.
Крестьянские
хоромы
Соловки
Комментарии автора
Первые два раздела направлены на присоединение
ученика
к
важнейшим
горизонтальным (социальным)
ценностям
российской
цивилизации - общине и
семье.
В
этих
двух
Семья - полнота бытия человека; лад и микросоциумах формировался
согласие - основа семьи; дом, хоромы и
передавался
новым
призваны создать условия для лада и поколениям образ жизни и
согласия, стать кораблем спасения.
труда.
Освоение Земли - долг человека;
Нижеследующие три разподлинное
освоение
содействует дела присоединяют ученика к
преображению земного пространства; важнейшим
вертикальным
преображение мира внешнего требует и (духовным)
ценностям
преображения мира внутреннего.
российской
цивилизации:
тяготение к горнему миру
Покрова на
Гармония мира духовного, природного и любви, согласия и соборности
Нерли
рукотворного - знак преображения; через упорный труд по
именно эта гармония воспринималась как преображению
земли,
истинная, неложная красота; такая достижению
гармонии
и
красота становилась идеалом, к которому красоты, усвоению истины.
стремилась русская цивилизация.
Иными словами, речь идет об
образе мысли, чувствования и
Икона
Отображение красоты преображенного духовного делания.
«Живоначальна мира требовало особого языка — языка
я Троица»
иконы; этот язык соединил земные
идеалы с идеалами веры; наиболее
полным это соединение явилось в образе
Живоначальной Троицы как пример
любви, согласия и соборности.
Московский
Кремль
Летописи
Центр земного Отечества должен был
воплощать указанные идеалы; Кремль в
образах и символах не только обобщил,
но и соединил их с предназначением
российской государственности.
Последние разделы дают
возможность присоединиться
к древнейшим институтам
сбережения и закрепления
жизненного
и
духовного
опыта. Речь идет об образе
Путь к идеалу не должен быть забыт; исторической
памяти
и
главная сокровищница памяти - по- верности.
учительный и душеполезный опыт
истории народа; этот опыт должен
служить будущему всех и каждого.
Тематическое планирование
6 класс
№
1
Наименование темы
внеурочной
деятельности
Введение (1 урок)
Семь чудес России.
Колво
часов
1
2
Соха и топор.(4 урока)
1
3
Куда соха и топор
вместе ходили?
1
4
Чему соха и топор
человека учили.
1
5
Соха и топор как чудеса
России.
1
6
Крестьянские хоромы.
(4 урока) Крестьянские
хоромы
И тесен дом, да
просторен он.
1
8
Домашний лад и
порядок
1
9
Крестьянские хоромы –
чудо России.
1
7
1
Форма проведения занятий
Определить
значимость
предмета
истоки
и
памятников, различать группы памятников Отечества
между собой
Различать основные части сохи, принципы
ее работы. Привить уважение к труду на
земле.
Какие трудовые качества воспитывала соха. Как сохой
землю пашут. Какие трудовые качества топор
воспитывает.
Показать ценность трудолюбия и упорства
Электронные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaciya-semchudes-rossii-847237.html
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/04/26/tehnologicheskaya-karta-kobobshchayushchemu-uroku-istokov-vhttps://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/04/26/tehnologicheskaya-karta-kobobshchayushchemu-uroku-istokov-vhttps://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/04/26/tehnologicheskaya-karta-kobobshchayushchemu-uroku-istokov-v-.
Рассказать об основных свойствах
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
сохи и топора, шедеврах деревянного зодчества
015/04/26/tehnologicheskaya-karta-kobobshchayushchemu-uroku-istokov-vДать общее представление о крестьянских хоромах.
https://infourok.ru/konspekt-urokaistokov-v-klasse-po-teme-krestyanskiehoromi-1092087.html
Рассказать об особенностях убранства крестьянских https://infourok.ru/konspekt-urokaхором.
istokov-v-klasse-po-teme-krestyanskiehoromi-1092087.html
Показать, что такое лад и порядок,
https://infourok.ru/konspekt-urokaпочему он важнее богатства
istokov-v-klasse-po-teme-krestyanskiehoromi-1092087.html
Присоединение к ценностям народных
https://infourok.ru/konspekt-urokaпредставлений о семье как важнейшей
istokov-v-klasse-po-teme-krestyanskieценности человеческого бытия и
horomi-1092087.html
жизненном укладе, в основе которого лежат лад и
Соловки (5 уроков)
Особый мир
монастыря.
Этапы жизни
Соловецкого
монастыря.
Путешествие в
Соловецкий
монастырь.
Чудо Преображения.
1
14
Соловецкий монастырь
– чудо России.
1
15
Храм Покрова на
Нерли (5 уроков)
Когда я бываю в
храме…
Покров Пресвятой
Богородицы.
1
17
На святом месте.
1
18
Храм Покрова – символ
гармонии.
1
19
Храм покрова на Нерли
1
10
11
12
13
16
1
1
1
1
порядок.
Обратить внимание на особенности работы в тренинге
– работа в группе.
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
019/01/22/konspekt-uroka-po-istokam-5klass
Определять основные особенности монастырской
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
жизни.
019/01/22/konspekt-uroka-po-istokam-5klass
Составить для себя образ величия и
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
красоты общерусской святыни.
019/01/22/konspekt-uroka-po-istokam-5klass
Объяснить, в чем чудо Преображения
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
019/01/22/konspekt-uroka-po-istokam-5klass
Учащиеся
закрепляют
значимость
духовных «Истоки.
Память
и
мудрость
ценностей России на
Отечества» (5 класс),
примере Соловков – как Всероссийской
«Истоковедение»,Архитектурнодуховной, хозяйственной и экологической ценности.
художественные памятники
Соловецких остро¬вов. М., 1980
Развитие целостного образа храма, его
https://nsportal.ru/shkola/mirovayaзначения.
khudozhestvennayakultura/library/2015/04/06/sistemaurokov-po-predmetu-istoki-v-5
Воспроизводить историю образа
https://nsportal.ru/shkola/mirovaya«Покров Пресвятой Богородицы.»
khudozhestvennayakultura/library/2015/04/06/sistemaurokov-po-predmetu-istoki-v-5
Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом
https://nsportal.ru/shkola/mirovayaгармонии между миром
khudozhestvennayaдуховным, природным и рукотворным.
kultura/library/2015/04/06/sistemaРазвитие целостного восприятия.
urokov-po-predmetu-istoki-v-5
Объяснить, что значит быть символом гармонии и
https://nsportal.ru/shkola/mirovayaкакой в этом смысл?
khudozhestvennayakultura/library/2015/04/06/sistemaurokov-po-predmetu-istoki-v-5
Рассказать о промыслах Вологодчины.
https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-
- одно из чудес России.
Икона
«Живоначальная
Троица (5 уроков)
Икона «Живоначальная
Троица»
Путешествие в мир
иконы
1
Понимать и воспроизводить смысл
определений: святой,паломничество, обет и т.д.
1
22
Звенящие краски
иконы.
1
На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на
усвоение ценностей
духовного смысла иконы.
Замечать основные цветовые особенности иконы и их
объяснять.
23
Нераздельность и
неслиянность лиц
Святой Троицы.
«Икона
«Живоначальная
Троица» как чудо
России».
Московский Кремль
(5 уроков)
Щит военный Щит
духовный.
Сооружения и соборы
Московского
Кремля.
1
Выход на понимание нераздельности и
неслиянности лиц Св.Троицы.
1
Объяснить и понимать смысл слова канон
1
Аргументированно объяснять, зачем нужен духовный
щит.
1
Способность объяснить, какое значение имеет Кремль.
27
Московский Кремль –
центр государства.
1
Заочное путешествие по Московскому
кремлю и знакомство с сооружениями,
соборами, памятниками.
28
Хранитель истории,
1
Формирование образа исторической памяти и
20
21
24
25
26
khudozhestvennayakultura/library/2015/04/06/sistemaurokov-po-predmetu-istoki-v-5
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/12/08/ikona-zhivonachalnayatroitsa-andreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/12/08/ikona-zhivonachalnayatroitsa-andreya-rublyova
Энциклопедия для детей. Том 7.
Искусство. Часть первая
(раздел «Иконопись»). М., 1997.
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/12/08/ikona-zhivonachalnayatroitsa-andreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
015/12/08/ikona-zhivonachalnayatroitsa-andreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
011/11/30/shchit-voennyy-shchitdukhovnyy-urok-po-predmetu-istoki-5klass
«Истоки. Память и мудрость
Отечества» (5 класс),
«Истоковедение», Бущик Л.П.
Иллюстрированная история СССР.
XV- XVII вв. М, 1971.
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
011/11/30/shchit-voennyy-shchitdukhovnyy-urok-po-predmetu-istoki-5klass
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
доблести, славы.
верности.
29
Московский кремль–
чудо России.
1
30
Летописи. (5 уроков)
Первые летописцы и
первые летописи.
Как писали и украшали
летописи?
Преподобный Нестор и
его летописи.
Младшие братья
летописей.
Летописи – чудо
России.
1
31
32
33
34
Итого
1
1
1
1
34
Передать идею: Московский Кремль – символ черт и
идеалов российской цивилизации: патриотизма,
державности, связь земного Отечества с духовными
идеалами.
Ознакомить с различными путями
тяготения к познанию истории через
традиции фольклора.
Иметь образное представление о труде летописца,
подлинного мастера и таланта.
Понимать основные особенности
древнерусской литературы.
Учащиеся выходят на понимание,
что летописи объединяет тема родины.
Учащиеся выходят на понимание,
что летописи объединяет тема родины.
011/11/30/shchit-voennyy-shchitdukhovnyy-urok-po-predmetu-istoki-5klass
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2
011/11/30/shchit-voennyy-shchitdukhovnyy-urok-po-predmetu-istoki-5klass
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librar
y/2017/01/31/predstavlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librar
y/2017/01/31/predstavlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librar
y/2017/01/31/predstavlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librar
y/2017/01/31/predstavlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librar
y/2017/01/31/predstavlenie-o-letopisi