Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Юный филолог» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений. Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову. Кружок «Секреты русского языка» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования. Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов. Срок ее реализации - 1 год (34 занятий) Форма организации – кружок Занятия проводятся 1 раз в неделю. Содержание учебного курса Содержание и методы обучения программы «Юный филолог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий. Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Морфология», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой. Цель программы: - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Задачи: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; -углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. Воспитывающие: - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Формы проведения занятий - беседы, викторины; - практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов, - лингвистический анализ художественных текстов; - самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; - защита творческих проектов. Основные методы и технологии • технология разноуровневого обучения; • развивающее обучение; • технология обучения в сотрудничестве; • коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Результат деятельности Защита поисково-проектных работ. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы внеурочной деятельности Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» О чѐм рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Этимология слов. Работа со сло8 варями Сказочные превращения. Не9 обычные случаи словобразования Презентация творческой работы 10 "История слова" В чѐм секрет правописания мор11 фем Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл выска12 зывания Не пером пишут – умом. Тайны 13 письма. 14 Бенефис знаний. На какие группы делится словар15 ный состав русского языка В чѐм особенность употребления 16 слова в художественном тексте. О чѐм рассказывают фразеоло17 гизмы Фразеология в художественных 18 произведениях. 19 Творческая работа "Создание Кол-во часов 1 1 Форма проведения занятия урок-практикум Электронные ресурсы http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 1 урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач урок-практикум 1 урок-практикум 1 1 урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач урок-практикум 1 урок-практикум 1 урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач урок-практикум http://school- книжки-малышки" Чем отличаются друг от друга 20 склоняемые части речи. 21 В чѐм секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические 22 омонимы. Какими бывают предложения. 23 Искусство построения текста. Знакомство с источниками правильного произношения. Примеры нарушения литературной 24 нормы Понятие артикуляции. Пример 25 артикуляционной разминки Понятие строго обязательной и 26 вариативно допустимой норм 27 Особенности местного диалекта 28 Особенности русского ударения Ударение в заимствованных сло29 вах 3031 Правила речевого этикета. 32 Формулы речевого этикета. Правила поведения в школе. Важность соблюдения речевого 33 этикета. Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры 34 «Колесо фортуны». Итого 1 1 1 1 1 collection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач 1 урок-практикум 1 урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач урок-практикум 1 1 1 2 1 1 1 34 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/ фографических задач лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/ лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/