Рабочая программа внеурочной деятельности - Юный филолог

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Юный филолог»
(для 5-9 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие
богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий,
свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную
речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
 развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 системность организации учебно-воспитательного процесса.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий
о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и
письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал,
обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и
выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по
русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока,
а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Кружок «Секреты русского языка» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из
двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного
процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная
деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов.
Срок ее реализации - 1 год (34 занятий)
Форма организации – кружок
Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание учебного курса
Содержание и методы обучения программы «Юный филолог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки.
Содержание программы построено на чередовании теоретических
занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные
лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед,
тесты, презентации по темам занятий.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков
русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному
предмету по темам: «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Морфология», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии,
ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная
программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ.

Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к
языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята
учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и
вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Цель программы:
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы проведения занятий
- беседы, викторины;
- практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов,
- лингвистический анализ художественных текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- защита творческих проектов.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств
школьника.

Планируемые результаты
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Результат деятельности
Защита поисково-проектных работ.

Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы внеурочной
деятельности
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые
повторы в речи.
Какова роль интонации в устной
речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
О чѐм рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное
гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со сло8 варями
Сказочные превращения. Не9 обычные случаи словобразования
Презентация творческой работы
10 "История слова"
В чѐм секрет правописания мор11 фем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл выска12 зывания
Не пером пишут – умом. Тайны
13 письма.
14 Бенефис знаний.
На какие группы делится словар15 ный состав русского языка
В чѐм особенность употребления
16 слова в художественном тексте.
О чѐм рассказывают фразеоло17 гизмы
Фразеология в художественных
18 произведениях.
19 Творческая работа "Создание

Кол-во
часов
1
1

Форма
проведения
занятия
урок-практикум

Электронные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

1

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач
урок-практикум

1

урок-практикум

1
1

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач
урок-практикум

1

урок-практикум

1

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач
урок-практикум

http://schoolcollection.edu.ru/

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач
урок-практикум

http://schoolcollection.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
урок-практикум
http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
урок-практикум
http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
урок-практикум
http://school-

книжки-малышки"
Чем отличаются друг от друга
20 склоняемые части речи.
21 В чѐм секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические
22 омонимы.
Какими бывают предложения.
23 Искусство построения текста.
Знакомство с источниками правильного произношения. Примеры нарушения литературной
24 нормы
Понятие артикуляции. Пример
25 артикуляционной разминки
Понятие строго обязательной и
26 вариативно допустимой норм
27 Особенности местного диалекта
28 Особенности русского ударения
Ударение в заимствованных сло29 вах
3031 Правила речевого этикета.
32 Формулы речевого этикета.
Правила поведения в школе.
Важность соблюдения речевого
33 этикета.
Повторение и обобщение знаний,
полученных за год в форме игры
34 «Колесо фортуны».
Итого

1
1
1
1
1

collection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
урок-практикум
http://schoolcollection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач

1

урок-практикум

1

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач
урок-практикум

1
1
1
2
1
1
1
34

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
урок-практикум, игhttp://schoolра, урок решения ор- collection.edu.ru/
фографических задач
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/
лингвистическая игра http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».