Рабочая программа внеурочной деятельности - Шахматы

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Шахматы»
(для 5-9 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373
(зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» под
редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Цель учебного предмета «Шахматы»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной активности, укрепление
здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и
досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
- «Теоретические основы и правила шахматной игры»;
- «Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач
шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Содержание учебного курса
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат.

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия
шахматной игры.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии. Правила
техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные
соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
–
правила
техники
безопасности
во
время
занятий;
–
историю
возникновения
и
развития
шахматной
игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад
они
внесли
в
развитие
шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей
России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу учебного года учащиеся должны:
• уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи,
ничья;
• знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятие каждой фигуры;
• иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнера;
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
• правильно располагать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат
в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнера.
уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя
фигуры в дебюте;
реализовать большое материальное преимущество.

Тематическое планирование
№
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Наименование темы
внеурочной деятельности
Шахматы – мои друзья.
История
возникновения
шахмат.
Из
истории
шахмат.
Чемпионы мира по шахматам
и выдающиеся шахматисты
мира.
Шахматная доска.
Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.
Шахматная нотация.
Шахматные
фигуры
и
начальная позиция.
Ладья.
Слон.
Ферзь.
Конь.
Пешка.

Кол-во
часов
1

Форма проведения
занятий
Рассказ

1

Беседа

1
1
1
1
1
1

Беседа
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ

1
1
1
1
1

Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ

Электронные ресурсы

14
15
16

1
1
1

Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Повторение
материала
Повторение
материала

1

Повторение
материала

1
1
1
1
1
1

Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

30

Превращение пешки.
Король.
Шахматные
фигуры
(повторение).
Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от
него.
Рокировка
(повторение).
Мат. Пат. Мат в один ход
(повторение).
Мат
одинокому королю королем
и ладьей.
Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат – ничья.
Рокировка.
Основные принципы игры в
начале партии.
Мат
двумя
ладьями
одинокому королю.
Мат ферзем и ладьей
одинокому королю.
Мат ферзем и королем
одинокому королю.
Материальное
преимущество.
Нарушение
основных
принципов игры в начале
партии.
Партии – миниатюры.

1

31
32
33

Запись шахматной партии.
Шахматный этикет.
Шахматный турнир.

1
1
1

34

Шахматный турнир.

11

35

Шахматный турнир.

1

36

Шахматный турнир.

1

37

Защита в шахматной партии:
уход
из-под
нападения,

1

Анализ
коротких
партий
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ
Участие
в
шахматном турнире
Участие
в
шахматном турнире
Участие
в
шахматном турнире
Участие
в
шахматном турнире
Беседа, рассказ

17

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57

58

уничтожение
атакующей
фигуры, защита фигуры.
Защита в шахматной партии:
перекрытие,
контрнападение.
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Тактический
прием
«двойной удар».
Тактический прием «связка».
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Тактический прием «ловля
фигуры».
Тактический
прием
«сквозной удар».
Мат
на
последней
горизонтали.
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Тактический
прием
«открытый шах».
Тактический
прием
«двойной шах»
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки.
Основы игры в дебюте: атака
на короля.
Основы игры в дебюте:
атака на короля
Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества.
Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества.
Основы анализа шахматной
партии.

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1
1

Беседа, рассказ
Практическое
занятие
Беседа, рассказ

1
1

1

Практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1
1
1
1

Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Беседа, рассказ

1

Просмотр и анализ
коротких
шахматных партий

1
1

59

Основы анализа шахматной
партии.

1

60

Основы анализа шахматной
партии.

1

Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
62 Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
63 Шахматный турнир.
64 Шахматный турнир.
65 Шахматный турнир.
66 Шахматный турнир.
67 Шахматный турнир.
68 Шахматный турнир.
Итого

1

61

1
1
1
1
1
1
1
68

Просмотр и анализ
коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ
коротких шахматных
партий
Отработка
на
практике материала
Отработка
на
практике материала
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».