Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Учись писать грамотно» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись писать грамотно» разработана на основании Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще учебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности. Основные цели программы: Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Задачи: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; -углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. Воспитывающие: - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Срок реализации программы: 1 год Форма организации - кружок. Количество часов – 1 учебный час в неделю. Содержание учебного курса № п/п Содержание Кол-во часов 1. Гласные и согласные в корне проверяемые и непроверяемые. Орфографический разбор. Работа со словарем Части речи, морфемы. Чередующиеся гласные в корнях -лаг- -лог-, -раст- , -рос- , гар- , -гор- , -зор- , -зар- , -кос- , -кас- Орфографический разбор. Работа со словарем. Чередующиеся гласные в корнях -мок- , -мак- , -равн- , ровн- , -твар- , -твор- , -клон- , -клан- , -плав- , -плов- , -я(а) , -ин(им). Части речи, морфемы. Правописание приставок, неизменяемые приставки, на з (с), пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Звонкие и глухие согласные. Части речи, морфемы. Правописание приставок пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Орфографический разбор. Работа со словарем. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Способы проверки Спряжение глаголов. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. Правописание суффиксов существительных, прилагательных –ск(-нк), -ок, -ск, -н, -нн. Орфографический разбор. Работа со словарем. Суффиксы глаголов –ыва, -ива, -ова, -ева. Части речи. Морфемы. Гласные перед суффиксом -л- в прошедшем времени. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. н- , -нн- в причастиях и прилагательных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. Не с глаголами. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический и морфологический разборы. Гласные о – е после шипящих в суффиксах наречий, существительных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем Ь после шипящих на конце наречий, глаголов, существительных, прилагательных. 2 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. ИТОГО 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 1 3 1 34 Планируемые результаты Личностные результаты: - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов; - использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; - формирование навыков проведения различных видов анализа слова формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность. 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тематическое планирование Наименование внеурочной деятельности Гласные и согласные в корне проверяемые и непроверяемые. Орфографический разбор. Работа со словарем Части речи, морфемы. Чередующиеся гласные в корнях -лаг- -лог-, -раст- , -рос, -гар- , -гор- , -зор- , -зар- , -кос, -касОрфографический разбор. Работа со словарем. Чередующиеся гласные в корнях -мок- , -мак- , -равн- , ровн- , -твар- , -твор- , -клон- , клан- , -плав- , -плов- , -я(а) , ин(им). Части речи, морфемы. Правописание приставок, неизменяемые приставки, на з (с), пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Звонкие и глухие согласные. Части речи, морфемы. Правописание приставок пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Орфографический разбор. Работа со словарем. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Способы проверки Спряжение глаголов. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. Правописание суффиксов существительных, прилагательных –ск(-нк), -ок, ск, -н, -нн. Орфографический разбор. Работа со словарем. Суффиксы глаголов –ыва, -ива, -ова, -ева. Части речи. Морфемы. Гласные перед суффиксом -л- в прошедшем времени. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. Кол-во часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 2 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-игра http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-эксперимент http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 2 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 2 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 2 урок-практикум, игра, http://schoolурок решения collection.edu.ru/ орфографических задач 11. 12. 13. 14. Итого н-, -нн- в причастиях и прилагательных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем. Не с глаголами. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический и морфологический разборы. Гласные о – е после шипящих в суффиксах наречий, существительных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем Ь после шипящих на конце наречий, глаголов, существительных, прилагательных. 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 3 урок-практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач 34