Рабочая программа внеурочной деятельности - Творческая мастерская

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Декоративное творчество»
(для 5 – 9 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от
12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного
процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
Рабочая программа составлена на основе:
1.Программы «Художественная обработка материалов» М. Дрофа, О. А Кожина;
2.Учебник «Технология» 5-7кл. М. Дрофа, Е.С. Глозман. О.А. Кожина. 2017г.
Данная программа призвана помочь обучающимся, имеющим склонность к
декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из
популярных его направлений – художественной обработке материалов. Занятия этим
видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более
успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых
распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается
благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа
будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у

учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных
образов.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной
деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как
личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными
детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды
деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное
при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности для 5–8 классов «Декоративное творчество»
будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,
пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать
свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить
необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести
трудовые умения и навыки.
Актуальность программы состоит в том, что в это трудное время необходимо
одеваться со вкусом и дополнять одежду и аксессуары с помощью данного вида
творчества, а также она способствует творческому развитию обучающегося.
Цель программы формирование у обучающихся основ художественной культуры
средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей и современными направлениями развития декоративноприкладного творчества.
- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе.
- обучить технологиям разных видов мастерства.
- способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного
творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов
коллектива.
Воспитательные:
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической
морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости

по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности).
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал.
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность,
воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленной цели.
- развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную
отзывчивость к произведениям искусства.
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Декоративное
творчество» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит
комплексный характер. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности
с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Для реализации программы «Декоративное творчество» необходима материальнотехническая база:
учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические
карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль);
ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций
(компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние
экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят
значительную часть дня
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному направлению
«Декоративное творчество» предназначена для обучающихся 5–8 классов и рассчитана на
проведение 2 часов в неделю, 68 ч год. Занятия проводятся в специально оборудованном
учебном кабинете технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и
методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5–8 классов.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей.
Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся
как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед
учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза,
воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа
ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в
выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в
конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности,
наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа
предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть
периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и
сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям
детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие.
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в
мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов,
инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
2. Бумажная страна.
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц».
ТБ при работе с ножницами. Построение чертежа развертки корзины. Сборка и
декорирование корзинки. Поиск, разработка композиции для будущего букета.
Практические работы: Построение чертежа. Изготовление подарочной корзины.
Изготовление конфетного букета.
3. Айрис- фолдинг.
Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в
виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники,
зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и
название техники - Iris Folding.Техника Iris Folding (Айрис Фолдинг) зародилась в
Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги.
Практические работы: Изготовление декоративного пано.
4.Ажурное плетение.
«FOILART» - плетение из фольги. История создание рукоделия. Особенности работы с
фольгой. Подготовка материала к работе. Изготовление заготовок (проволочек).
Разработка и изготовление цветков, листьев, веточек. Плетение декоративных корзиночек.
Практические работы: Изготовление заготовок. Изготовление букетов. Плетение
корзинок.
5. Пластилиновые фантазии.
Основные приёмы работы с пластилином. Рисуем пластилином. «Пластилиновая
живопись». Поиск, разработка композиции для будущей работы. Витраж из пластилина.
Работа с пером и тушью, заполнение витража пластилином. Подбор основы, композиции.
Практические
работы:
«Рисование»
пластилином.
Пластилиновый
витраж.
6. Предновогодние хлопоты.
Символ года – петух. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия.
Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных
украшений.
Требования
к
ёлочным
украшениям.
Практические
работы:
Изготовление
сувенира
к
Новому
году.
7. Волшебная иголочка.

Закрепление навыков работы иглой. Аккуратность в работе. Причины возникновения
дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце работы.
Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ
вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить».
Практические работы: Изготовление открытки.
7. Квиллинг.
Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для
квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления.
Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга.
Практические работы: Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг.
Букет для мамы
8. Чудесная ниточка.
Текстильные материалы. Виды фенечек, история их появления. Основные способы
плетения.
Практические работы: Плетение фенечек.
9. Лоскутное царство.
Кинусайга-лоскутная техника. Ткань, трикотажное полотно.
Подбор материалов,
инструментов. Эскиз. Декоративное панно.
Практические работы: Декоративное панно.
10. Вязание крючком.
Теоретические сведения: ознакомление с историей вязания, ознакомление с техникой
безопасности с крючком; сведения об отделочных материалах, подбор пряжи, крючка,
схем. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга,
квадрата, пятигранника. Понятие о раппорте. Способы вязания воротников по выкройке.
Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани.
Практические работы: Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление. Чтение схем
салфеток, воротников, кружев.
11. Вязание на спицах.
Теоретические сведения: ознакомление с историей вязания, ознакомление с техникой
безопасности со спицами; сведения об отделочных материалах, подбор пряжи, крючка,
схем. Набор петель. Лицевые изнаночные петли. Убавление и прибавление петель.
Способы закрытия петель. Вязание на носочный спицах. Понятие раппорта. Вывязывание
образцов. Изготовление изделия.
12. Макраме.
История узелкового плетения. Инструменты и материалы. Техники плетения. Основные
узлы и узоры плетения. Изготовление образцов. Изготовление изделия.
13. Валяние.
История ваяния. Мокрое ваяние, фелтинг - художественный войлок. Инструменты и
материалы. Основные виды валяния. Раскладывание шерсти. Подготовка мыльного
раствора. Валяние полотна. Прополаскивание полотна и сушка. Фелтинг. Изготовление
образцов. Изготовление изделия.

Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера формирование
потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность справляться с жизненными задачами;
- планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
- контролировать своё время и управлять им; решать задачи;
- принимать решения и вести переговоры.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративноприкладного творчества;
- владение различными техниками работы с материалами;
- приобретение практических навыков различного вида мастерства.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение устанавливать рабочие отношения,
- эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации,
- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
- решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий;
- обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с
изобразительным искусством;
- знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства
и его выдающимися деятелями;
- расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и
направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной
и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха
для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения
программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих
работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном
сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование,
тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и
отбора творческих работ для выставок.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного
творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями
применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями
уже
известных
инструментов;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли,
оценивать
деятельность
окружающих
и
свою
собственную;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достичь
оптимального
для
каждого
уровня
развития;
-сформировать
систему
универсальных
учебных
действий;
-сформировать
навыки
работы
с
информацией.

Тематическое планирование
5 класс
№

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

1

2

2

Вводное
занятие.
Инструкция по технике
безопасности.
Бумажная страна.

3

Ажурное плетение.

6

4

Пластилиновые фантазии.

4

5

Предновогодние хлопоты.

14

6

Волшебная иголочка.

8

6

Форма
проведения
занятий
Очная, беседа

Очная, беседа
Объяснение
пр. работа
Очная, беседа
объяснение
пр. работа
Очная, беседа
объяснение
пр. работа
Очная, поиск,
пр. работа
Очная, беседа

Электронные ресурсы

https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https

7

Квиллинг.

8

8

Чудесная ниточка.

8

9

Лоскутное царство.

14

Итого

Объяснение,
пр. работа
Очная, беседа
Объяснение,
пр. работа
Очная, беседа
Объяснение,
пр. работа
Очная, беседа
Объяснение,
пр. работа.

://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000
https://www.google.com/url?q=https
://stranamasterov.ru/technics&sa=D
&ust=1586370637333000

Форма
проведения
занятий
Очная, беседа

Электронные ресурсы

68

6 класс
№

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

1

2

2

Вводное
занятие.
Инструкция по технике
безопасности.
Айрис – Фолдинг.

3

Ажурное плетение.

6

4

Предновогодние хлопоты.

16

5

Волшебная иголочка.

10

6

Вязание крючком.

10

7

Квиллинг.

8

8

Лоскутное царство.

8

Итого

8

68

Очная, беседа
Объяснение,
пр. работа.
Очная
беседа
объяснение,
пр. работа.
Очная, поиск
пр. работа.
Очная, беседа
объяснение,
пр. работа.
Очная, беседа
объяснение,
пр. работа.
Очная, беседа
объяснение,
пр. работа.
Очная, беседа
объяснение,
пр. работа.

http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/
http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/

http://rukodelkino.com/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».