Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников,
моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих
заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического
мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую
жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с
экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по
городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы,
искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной
деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие
способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети
узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть
сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет
избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни.
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
•
•
•
•
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание учебного курса
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной
платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые
обманом отбирают у людей деньги.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег
на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в
банк или ценные бумаги, могут принести доход.
3 класс
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны
выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и
проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных
регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами
становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами
изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила
денег может меняться.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийскоцарстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты
имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные
монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были
обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают
от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер
заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство
устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать
арендную плату
и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным,
выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения
и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам
расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить
расходы,
либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для
непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать
кредит и платить проценты.
4 класс
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны
выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и
проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных
регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами
становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами
изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила
денег может меняться.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийско
царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты.
На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были
обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают
от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разныевалюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер
заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство
устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать
арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения
и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам
расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить
расходы,
либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для
непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать
кредит и платить проценты.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• появление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Познавательные УУД:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
• классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
2 класс
№
Тематическое планирование
Наименование темы
внеурочной деятельности
Кол-во
часов
Форма
проведения
занятий
Электронные ресурсы
Раздел 1 «Что такое деньги и откуда они взялись»
1.
2.
3.
Что такое деньги?
Как появились деньги
Появление обмена
товарами
Проблемы товарного
обмена.
Появление первых денег —
товаров с высокой
ликвидностью.
Свойства драгоценных
металлов.
Какие деньги были раньше
в России.
Появление первых монет.
1
1
1
занятие-игра
беседа
викторина
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
1
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
1
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
1
игра
www.azbukafinansov.ru
1
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
1
занятие-игра
Первые монеты разных
государств
10. Изобретение бумажных
денег.
11. Современные деньги
России
12. Современные деньги
других стран.
13. Современные деньги
России и других стран.
14. Способы защиты от
подделок бумажных денег.
15. Появление безналичных
денег.
16. Обобщение по разделу
«Что такое деньги и откуда
они взялись».
Раздел 2 «Семейный бюджет»
1
занятие-игра
1
беседа
1
викторина
1
Занятие-игра
1
беседа
1
викторина
1
Занятие-игра
1
беседа, игра
4.
5.
6.
7.
8.
9.
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Откуда в семье деньги
Клады, лотерея, наследство.
Заработная плата.
Пенсии, пособия,
стипендии.
На что тратятся деньги.
Аренда и проценты в банке,
кредиты.
Необходимые расходы.
Расходы и доходы. Считаем
деньги.
Как умно управлять своими
деньгами.
Составление примерной
сметы расходов в семье
Откладывание денег и
непредвиденные расходы.
Как делать сбережения.
Что такое экономия? Кого
называют банкротом?
Сочинение сказки о
правильном распоряжении
деньгами.
Куда и как откладывать
деньги?
«Путешествие в страну
Капиталия».
Обобщающее занятие по
разделу "Семейный
бюджет".
Игра «Я –
предприниматель».
Итого
1
1
1
1
беседа
викторина
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
1
1
занятие-игра
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
1
1
беседа
занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
1
игра
www.azbukafinansov.ru
1
беседа
www.azbukafinansov.ru
1
беседа
1
1
беседа
беседа
1
викторина
1
занятие-игра
1
викторина
1
беседа, игра
1
игра
www.azbukafinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
34
3 класс
№
Наименование темы
внеурочной деятельности
Кол-во
часов
1-2.
Как появились деньги
2
Форма
проведения
занятий
Занятие-игра
3-4.
История монет
2
игра
5-6.
Представление творческих
работ
2
викторина
Электронные ресурсы
www.azbukafinansov.ru
7-8.
Бумажные деньги
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
9-10.
Безналичные деньги
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
11-12.
Представление результатов
исследований
Валюты
2
игра
2
Занятие-игра
Викторина по теме
«Деньги»
Откуда в семье берутся
деньги
Деловая игра «Учусь
зарабатывать»
Практическое занятие «На
что тратят деньги в семье?»
На что семьи тратят деньги
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
2
беседа
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
2
игра
www.azbukafinansov.ru
2
викторина
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
29-30.
Как правильно планировать
семейный бюджет
Деловая игра «Бюджет
семьи Ивановых»
Итоговая работа
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
31-32.
Обзорный урок. Рефлексия
2
игра
33-34.
Обобщающее занятие «Что
я знаю о деньгах»
2
Занятие-игра
www.azbukafinansov.ru
Форма
проведения
занятий
Электронные ресурсы
13-14.
15-16.
17-18.
19-20.
21-22.
23-24.
25-26.
27-28.
Итого
34
4 класс
№
Наименование темы
внеурочной деятельности
Кол-во
часов
Раздел 1 «Что такое деньги и какими они бывают»
1.
Что такое деньги и откуда
2
Занятие
они взялись.
2.
Какие деньги были раньше
1
Занятие
в России.
3.
Древнерусские товарные
1
Виртуальная
деньги. Происхождение
экскурсия
слов «деньги»,
«рубль», «копейка».
4.
История монет
1
Занятие
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
5.
1
Защита
проектов и
исследований
6.
Товарные деньги.
Благородные металлы.
Монеты. Представление
творческих работ
Бумажные деньги
1
7.
Безналичные деньги
1
Встреча с
банковским
работником»
занятие
8.
Принцип работы
пластиковой карты
1
Подготовка к проектной
работе
2
12.
Представление результатов
исследований
1
13.
14.
Валюты
Тестирование по теме:
«Какие бывают деньги»
Решение практических
задач с использованием
валютного курса
Викторина по теме
«Деньги»
1
1
Совместная
работа с
родителями.
Посещение
библиотеки,
работа в сети
Интернет
Доклад,
сообщение,
презентация
занятие
занятие
1
занятие
10-11.
15.
16.
1
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
www.azbukafinansov.ru
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
www.azbukafinansov.ru
http://финграмотностьв
школе.рф/page/3
1 час
викторина
Раздел 2 «Из чего складываются доходы в семье»
17-18. Откуда в семье берутся
2
занятие
www.azbukafinansov.ru
деньги.
Заработная плата. МРОТ.
Наследство. Лотерея. Клад.
19.
Откуда в семье берутся
1
Творческая
http://финграмотностьв
деньги. Собственность.
работа
школе.рф/page/3
Пособия. Займ.
20.
Откуда в семье берутся
1
Творческая
деньги.
работа
Ценные бумаги. Акции.
Бизнес.
Раздел 3 «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать»
21-22. На что тратятся деньги.
2
занятие
http://финграмотностьв
Необходимые,
школе.рф/page/3
желательные, престижные
расходы.
23-24
25.
На что тратятся деньги.
Расходы по срокам.
Воздействие рекламы на
совершение покупок.
Составление плана
расходов.
Тестирование по теме
2
1
занятие
www.azbukafinansov.ru
Практическое
занятие
26.
1
Итоговое
занятие
Раздел 4 «Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»
27-28. Как правильно планировать
2
рассказ
http://финграмотностьв
семейный бюджет.
учителя
школе.рф/page/3
Семейный бюджет. Бюджет
практическая
РФ.
работа
29.
Составление семейного
1
Практическая http://финграмотностьв
бюджета на условных
работа
школе.рф/page/3
примерах.
30.
Викторина по пройденным
1
КВНа
темам
31-32 Итоговая работа
2
Контроль и
http://финграмотностьв
оценка знаний школе.рф/page/3
33-34 Обзорный урок. Рефлексия
2
Конференция
Итого
34