Рабочая программа внеурочной деятельности Проектно-исследовательская деятельность.

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
(для 1-4 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие
личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в
рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью
творческой, поисковой, исследовательской. Такой подход в обучении создаёт условия для
активизации познавательной деятельности младших школьников. Познавательная
деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям
общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей
народа.
Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать учащимся
глубокие и прочные знания по различным учебным дисциплинам, но и научить способам
и приёмам самостоятельного овладения знаниями в процессе урочной и во внеурочной
деятельности. Сформировать умение отбирать необходимые сведения, материалы, факты
в неиссякаемом потоке современной информации, обогащать ими свой интеллект,
расширять эрудицию, использовать теоретические данные в практической деятельности.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе
исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления,
которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики
определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в
решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня
достигаются

исследовательскими

методами,

которые

побуждают

учащихся

к

самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей,
умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной
школе.
Образовательная

программа

«Проектно-исследовательская

деятельность

младших школьников» направлена на формирование исследовательской культуры
школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для
самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу,
расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и
самостоятельность, адаптирует к будущему учебному процессу в школе.
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для
большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой
группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и может быть,
ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном
мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность,
поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам
обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него
способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать
вопросы,

наблюдать,

экспериментировать,

делать

умозаключения

и

выводы,

классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать
свои цели? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной
исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной

деятельности,

характеризующаяся

целенаправленностью,

активностью,

предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний или способов деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по
направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов,
обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам,
расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная
школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в
работе познавательных клубов различного направления.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения

требует

использования

в

образовательном

процессе

технологий

деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа

позволяет

реализовать

актуальный

в

настоящее

время

компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;

•

Развития

индивидуальности

каждого

ребенка

в

процессе

социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

•

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на
основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного
знания.
Задачи программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений
и навыков учащихся, развитие психических процессов, развитие личности младшего
школьника, воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и
предприимчивости.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся во внеурочной деятельности, отражаются на страницах учебников,
тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая
технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся
фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект
– буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида

деятельности.

Проект

учащегося

–

это

дидактическое

средство

активизации

познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей,
имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом
понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в
основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной
деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы
проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
•

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•

Планировать (составлять план своей деятельности);

•

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);

•

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в

образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению
качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и
дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов,
с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной
деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом
возрасте.
Организация

внеурочной

деятельности

по

направлению

«проектно-

исследовательская деятельность» организуется с целью формирования у школьников
умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных
объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
внеурочная проектная деятельность

включает проведение опытов, наблюдений,

экскурсий, заседаний научных советов младших школьников, олимпиад, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает
поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах,
на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации
могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди,
а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 базовых уровней результативности:
Первый базовый уровень результативности (1 класс) предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности,
умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй базовый уровень результативности (2-3 класс) предполагает позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками

метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий базовый уровень результативности (4 класс) предполагает получение
школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников
в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,
конференции, фестивали, и др.
Преподавание курса «Проектно-исследовательская деятельность» проводится во
второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается
тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,
рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа
проводится в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на
предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
заседаний

научных

советов

младших

школьников,

олимпиад,

соревнований.

Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных
носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителяпредметники, библиотекарь, родители школьников.
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, который:
- расширяет кругозор в предметных областях;

- способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации,
самоконтролю;
- повышает самооценку;
- способствует непроизвольному запоминанию учебного материала;
- наилучшим образом развивает творческие способности;
- развивает речь и умение выступать перед аудиторией.
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» изучается с 1 по 4 класс по
одному часу в неделю. 1 класс – 34, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Общий объём учебного времени составляет 136 часов. В каждом классе выделяется время
для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
Содержание учебного курса
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления
проблем – 4ч.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Тема 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите - 1 ч.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии – 2ч.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию –
2ч.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования – 2ч.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное – 2ч.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
4 класс (34 часа)
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Тема2-3. Культура мышления.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования – 1ч.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала -2ч.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Планируемые результаты
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная
помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и
иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме
проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные
(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске
информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются
конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи,
включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания,
связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом
проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его
организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения
деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В
процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются
материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном
виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность
общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является
соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты
в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности,
тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству
других.
Программа предусматривает достижение 3

уровней

результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

(1 класс)

(2-3 класс)

(4 класс)

предполагает приобретение предполагает позитивное

предполагает получение

первоклассниками

школьниками

знаний,

опыта

проектных
различным
Результат

решения ценностям общества, в

задач

по частности к образованию и

направлениям. самообразованию.
выражается

понимании
проектной
умении

новых отношение детей к базовым

детьми

в Результат проявляется в

сути активном использовании

деятельности, школьниками метода

поэтапно

проектные задачи.

решать проектов, самостоятельном

самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.

выборе тем (подтем)

Итоги реализации

проекта, приобретении

программы могут быть

опыта самостоятельного

представлены через

поиска, систематизации и

презентации проектов,

оформлении интересующей

участие в конкурсах и

информации.

олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

В результате изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность»
обучающиеся на ступени начального общего образования:

•

получат возможность расширить, систематизировать и углубить

исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
•

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его

историю;
•

приобретут

опыт

эмоционально

окрашенного,

личностного

отношения к миру природы и культуры;
•

получат возможность осознать своё место в мире;

•
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
•
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
•

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой
регион и его главный город;
•

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
•

оценивать

характер

взаимоотношений

людей

в

различных

издания

(словари,

социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
•

использовать

различные

справочные

энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
•

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

•

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной

деятельности;
•

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
•

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой

и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к

школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам

решения задач;
•

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной

деятельности;
•

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на

искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания

им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения;
•

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;

•

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;
•

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:
•

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные,

цифровые),

контролируемом пространстве Интернета;
•

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
•

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;
•

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ;
•

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;
•

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно

достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно

выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,

средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;
•

формулировать собственное мнение и позицию;

•

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов;
•

задавать вопросы;

•

использовать речь для регуляции своего действия;

•

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной

позиции других людей;
•

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;
•

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

и сотрудничества с партнером;
•

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;
•

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;

•

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
•

альбом,

•

паспарту,

•

газета,

•

плакат,

•

гербарий,

•

план,

•

журнал,

•

серия иллюстраций,

•

книжка-раскладушка,

•

сказка,

•

коллаж,

•

справочник,

•

коллекция,

•

стенгазета,

•

костюм,

•

сувенир-поделка,

•

макет,

•

сценарий праздника,

•

модель,

•

учебное пособие,

•

музыкальная подборка,

•

фотоальбом,

•

наглядные пособия,

•

экску

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

10

Что такое проекты.
Что такое проблема.
Как мы познаем мир.
Школа почемучек.
Школа почемучек. Вопрос
и ответ.
Удивительный вопрос.
Учимся выделять главное
и второстепенное. Как
делать схемы?
Удивительный вопрос.
Правила совместной
работы в парах.
Источники информации.
Интернет.
Источники информации.
Работа с энциклопедиями
и словарями.
Любимое число.

11

Игры с числами.

12

Проект «Алфавит».
История русской азбуки.
Проект «Алфавит».
Практическая работа
«Живая азбука в
картинках».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
История
праздника.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
Новогодние
подарки.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»

1
2
3
4
5
6

7

8
9

13

14

15

16

17

1
1
1
1
1

Форма
проведения
занятия
беседа
беседа
кружок
игра
конференция

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

1

беседа

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

1

кружок

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

игра
1

кружок

1

исследование

Электронные ресурсы

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits

18

19

20
21

22

23
24

25

26
27

28
29
30
31

32

33

Игры нашей семьи.
Зимние забавы.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»
Зимние забавы.
Проект «Растения».
Дикорастущие и
культурные растения.
Проект «Растения».
Растения родного края.
Проект «Растения».
Выставка «Природа и
фантазия».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».
Проект
"Симметрия
вокруг нас." Симметрия
в жизни человека.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».З ащита
проектов.
Проект «Сказки». Моя
любимая сказка.
Проект
«Сказки».Конкурс
загадок про героев
сказок о животных.
Проект
«Сказки».
Сочиняем сказки.
Проект
«Сказки».
Театрализация сказки.
Мой проект.
Выставки творческих
работ – средство
стимулирования
проектной деятельности
детей.
Презентация
исследовательских работ.

ija.html#.ZA2F6SPP3IU
1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

1

исследование

1

исследование

1
1

дискуссия
выставка

1

конференция

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

Анализ исследовательской
1
Круглый стол
деятельности. Итоги года.
Итого 33 часа

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

2 класс
№

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

1

Что можно исследовать?
Формулирование темы.

1

Форма
проведения
занятия
Беседа

2-3

Как задавать вопросы?
Банк идей.
Тема, предмет, объект
исследования.
Цели
и
задачи
исследования.
Учимся
выделять
гипотезы.
Организация
исследования.
(практическое занятие.)
Наблюдение
и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем.
Коллекционирование.
Экспресс-исследование
«Какие
коллекции
собирают люди»
Сообщение
о
своих
коллекциях.
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты
и эксперименты на
моделях
Сбор
материала
для
исследования.
Обобщение полученных
данных.
Как подготовить результат
исследования.
Как
подготовить
сообщение.
Подготовка к защите.
(практическое занятие.)
Индивидуальная
консультация.

2

исследование

2

исследование

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

4

дискуссия

https://onlinetestpad.com/

4

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

2
1

исследование
исследование

2

исследование

1
1

дискуссия
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com
/
https://onlinetestpad.com/
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

3

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

1

дискуссия

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

4-5
6-7
8-9
10-13

14-17

18-19
20

21-22
23
24

25-27
28-29
30
31
32
33

Электронные ресурсы

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com/

34

Подведение
Защита.

итогов.

Итого
3 класс
№

1

2-3

4

5-6
7-8

9-10
11-13

14-15

16-18

19-21
22-23
24-25

26-27

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

Электронные ресурсы

https://onlinetestpad.com/

34 часа

Тема занятий

Кол-во
часов

Проект? Проект!
Научные исследования и
наша жизнь.
Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем
исследования.
Как выбрать друга по
общему интересу? (группы
по интересам)
Какими
могут
быть
проекты?
Формулирование цели,
задач исследования,
гипотез.
Планирование работы.
Знакомство с методами и
предметами исследования.
Эксперимент познания в
действии.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования.
Анализ прочитанной
литературы.
Исследование объектов.
Основные
логические
операции.
Учимся
оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.
Анализ
и
синтез.
Суждения,
умозаключения, выводы.

1

Форма
проведения
занятия
Беседа

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

2
3

дискуссия
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

3

исследование

2
2

дискуссия
исследование

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

28
29-30
31-32

33

34

Как сделать сообщение о
1
результатах исследования
Оформление работы.
2
Работа в компьютерном
2
классе. Оформление
презентации.
Мини конференция по
1
итогам собственных
исследований
Анализ исследовательской
1
деятельности.
Итого 34 часа

4 класс
№

1

2-3
4-5

6-7

8-9

10-11
12

13-14

15-16
17-18
19-20

Тема занятия

Знания, умения и навыки,
необходимые
в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение
выявлять
проблемы. Ассоциации и
аналогии.
Обсуждение и выбор тем
исследования,
актуализация проблемы.
Целеполагание,
актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
Предмет
и
объект
исследования.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор
литературы по теме
исследования.
Ознакомление с
литературой по данной
проблематике, анализ
материала.
Наблюдение и
экспериментирование.
Техника
экспериментирования
Наблюдение
наблюдательность.

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

исследование
исследование

дискуссия

исследование

Колво
часов
1

Форма
проведения
занятия
Беседа

Электронные ресурсы

2
2

исследование
исследование

2

исследование

2

исследование

2

дискуссия

1

исследование

2

исследование

2

исследование

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

дискуссия

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

https://onlinetestpad.com/

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

21-22
23-24
25-27
28-30

31

32
33
34

Совершенствование
техники
экспериментирования.
Правильное мышление и
2
логика.
Что такое парадоксы
2
Обработка и анализ всех
3
полученных данных.
Работа в компьютерном
3
классе.
Оформление
презентации.
Подготовка публичного
1
выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования
1
перед одноклассниками.
Выступление на школьной
1
НПК.
Итоговое занятие. Анализ
1
исследовательской
деятельности.
Итого – 34 часа

исследование

https://onlinetestpad.com/

исследование
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

исследование

https://onlinetestpad.com/

исследование

дискуссия

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

исследование
дискуссия

Учебно-методическое обеспечение:
1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной
деятельности» Под ред. Проф. Е.Я. Когана/ М. Издательский дом «Федоров» 2006г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение», 2010г.
3. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информативной
образовательной среде.-М.: Просвещение, 2012г.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго
поколения. М., «Просвещение»,2012г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».