Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие
личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в
рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью
творческой, поисковой, исследовательской. Такой подход в обучении создаёт условия для
активизации познавательной деятельности младших школьников. Познавательная
деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям
общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей
народа.
Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать учащимся
глубокие и прочные знания по различным учебным дисциплинам, но и научить способам
и приёмам самостоятельного овладения знаниями в процессе урочной и во внеурочной
деятельности. Сформировать умение отбирать необходимые сведения, материалы, факты
в неиссякаемом потоке современной информации, обогащать ими свой интеллект,
расширять эрудицию, использовать теоретические данные в практической деятельности.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе
исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления,
которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики
определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в
решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня
достигаются
исследовательскими
методами,
которые
побуждают
учащихся
к
самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей,
умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной
школе.
Образовательная
программа
«Проектно-исследовательская
деятельность
младших школьников» направлена на формирование исследовательской культуры
школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для
самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу,
расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и
самостоятельность, адаптирует к будущему учебному процессу в школе.
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для
большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой
группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и может быть,
ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном
мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность,
поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам
обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него
способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать
вопросы,
наблюдать,
экспериментировать,
делать
умозаключения
и
выводы,
классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать
свои цели? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной
исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной
деятельности,
характеризующаяся
целенаправленностью,
активностью,
предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний или способов деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по
направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов,
обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам,
расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная
школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в
работе познавательных клубов различного направления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения
требует
использования
в
образовательном
процессе
технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет
реализовать
актуальный
в
настоящее
время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
•
Развития
индивидуальности
каждого
ребенка
в
процессе
социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
•
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на
основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного
знания.
Задачи программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений
и навыков учащихся, развитие психических процессов, развитие личности младшего
школьника, воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и
предприимчивости.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся во внеурочной деятельности, отражаются на страницах учебников,
тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая
технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся
фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект
– буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида
деятельности.
Проект
учащегося
–
это
дидактическое
средство
активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей,
имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом
понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в
основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной
деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы
проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
•
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
•
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
•
Планировать (составлять план своей деятельности);
•
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
•
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
•
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в
образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению
качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и
дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов,
с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной
деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом
возрасте.
Организация
внеурочной
деятельности
по
направлению
«проектно-
исследовательская деятельность» организуется с целью формирования у школьников
умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных
объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
внеурочная проектная деятельность
включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний научных советов младших школьников, олимпиад, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает
поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах,
на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации
могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди,
а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 базовых уровней результативности:
Первый базовый уровень результативности (1 класс) предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности,
умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй базовый уровень результативности (2-3 класс) предполагает позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в активном использовании школьниками
метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий базовый уровень результативности (4 класс) предполагает получение
школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников
в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,
конференции, фестивали, и др.
Преподавание курса «Проектно-исследовательская деятельность» проводится во
второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается
тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,
рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа
проводится в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на
предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
заседаний
научных
советов
младших
школьников,
олимпиад,
соревнований.
Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных
носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителяпредметники, библиотекарь, родители школьников.
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, который:
- расширяет кругозор в предметных областях;
- способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации,
самоконтролю;
- повышает самооценку;
- способствует непроизвольному запоминанию учебного материала;
- наилучшим образом развивает творческие способности;
- развивает речь и умение выступать перед аудиторией.
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» изучается с 1 по 4 класс по
одному часу в неделю. 1 класс – 34, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Общий объём учебного времени составляет 136 часов. В каждом классе выделяется время
для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
Содержание учебного курса
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления
проблем – 4ч.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Тема 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите - 1 ч.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии – 2ч.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию –
2ч.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования – 2ч.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное – 2ч.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
4 класс (34 часа)
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Тема2-3. Культура мышления.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования – 1ч.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала -2ч.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Планируемые результаты
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная
помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и
иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме
проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные
(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске
информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются
конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи,
включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания,
связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом
проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его
организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения
деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В
процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются
материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном
виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность
общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является
соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты
в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности,
тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству
других.
Программа предусматривает достижение 3
уровней
результатов:
Первый уровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
(1 класс)
(2-3 класс)
(4 класс)
предполагает приобретение предполагает позитивное
предполагает получение
первоклассниками
школьниками
знаний,
опыта
проектных
различным
Результат
решения ценностям общества, в
задач
по частности к образованию и
направлениям. самообразованию.
выражается
понимании
проектной
умении
новых отношение детей к базовым
детьми
в Результат проявляется в
сути активном использовании
деятельности, школьниками метода
поэтапно
проектные задачи.
решать проектов, самостоятельном
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
выборе тем (подтем)
Итоги реализации
проекта, приобретении
программы могут быть
опыта самостоятельного
представлены через
поиска, систематизации и
презентации проектов,
оформлении интересующей
участие в конкурсах и
информации.
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.
В результате изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность»
обучающиеся на ступени начального общего образования:
•
получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
•
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю;
•
приобретут
опыт
эмоционально
окрашенного,
личностного
отношения к миру природы и культуры;
•
получат возможность осознать своё место в мире;
•
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
•
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
•
узнавать государственную символику Российской Федерации и
своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой
регион и его главный город;
•
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
•
оценивать
характер
взаимоотношений
людей
в
различных
издания
(словари,
социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
•
использовать
различные
справочные
энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
•
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
•
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
•
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
задавать вопросы;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
•
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
•
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
•
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
•
альбом,
•
паспарту,
•
газета,
•
плакат,
•
гербарий,
•
план,
•
журнал,
•
серия иллюстраций,
•
книжка-раскладушка,
•
сказка,
•
коллаж,
•
справочник,
•
коллекция,
•
стенгазета,
•
костюм,
•
сувенир-поделка,
•
макет,
•
сценарий праздника,
•
модель,
•
учебное пособие,
•
музыкальная подборка,
•
фотоальбом,
•
наглядные пособия,
•
экску
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Наименование темы
внеурочной деятельности
Кол-во
часов
10
Что такое проекты.
Что такое проблема.
Как мы познаем мир.
Школа почемучек.
Школа почемучек. Вопрос
и ответ.
Удивительный вопрос.
Учимся выделять главное
и второстепенное. Как
делать схемы?
Удивительный вопрос.
Правила совместной
работы в парах.
Источники информации.
Интернет.
Источники информации.
Работа с энциклопедиями
и словарями.
Любимое число.
11
Игры с числами.
12
Проект «Алфавит».
История русской азбуки.
Проект «Алфавит».
Практическая работа
«Живая азбука в
картинках».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
История
праздника.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
Новогодние
подарки.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
Форма
проведения
занятия
беседа
беседа
кружок
игра
конференция
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
1
беседа
https://onlinetestpad.com/
1
кружок
https://onlinetestpad.com/
1
кружок
https://onlinetestpad.com/
1
кружок
1
кружок
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
игра
1
кружок
1
исследование
Электронные ресурсы
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Игры нашей семьи.
Зимние забавы.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»
Зимние забавы.
Проект «Растения».
Дикорастущие и
культурные растения.
Проект «Растения».
Растения родного края.
Проект «Растения».
Выставка «Природа и
фантазия».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».
Проект
"Симметрия
вокруг нас." Симметрия
в жизни человека.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».З ащита
проектов.
Проект «Сказки». Моя
любимая сказка.
Проект
«Сказки».Конкурс
загадок про героев
сказок о животных.
Проект
«Сказки».
Сочиняем сказки.
Проект
«Сказки».
Театрализация сказки.
Мой проект.
Выставки творческих
работ – средство
стимулирования
проектной деятельности
детей.
Презентация
исследовательских работ.
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
1
исследование
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
1
исследование
1
исследование
1
1
дискуссия
выставка
1
конференция
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
Анализ исследовательской
1
Круглый стол
деятельности. Итоги года.
Итого 33 часа
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
2 класс
№
Наименование темы
внеурочной деятельности
Кол-во
часов
1
Что можно исследовать?
Формулирование темы.
1
Форма
проведения
занятия
Беседа
2-3
Как задавать вопросы?
Банк идей.
Тема, предмет, объект
исследования.
Цели
и
задачи
исследования.
Учимся
выделять
гипотезы.
Организация
исследования.
(практическое занятие.)
Наблюдение
и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем.
Коллекционирование.
Экспресс-исследование
«Какие
коллекции
собирают люди»
Сообщение
о
своих
коллекциях.
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты
и эксперименты на
моделях
Сбор
материала
для
исследования.
Обобщение полученных
данных.
Как подготовить результат
исследования.
Как
подготовить
сообщение.
Подготовка к защите.
(практическое занятие.)
Индивидуальная
консультация.
2
исследование
2
исследование
2
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
4
дискуссия
https://onlinetestpad.com/
4
исследование
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
2
1
исследование
исследование
2
исследование
1
1
дискуссия
исследование
https://onlinetestpad.com/
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com
/
https://onlinetestpad.com/
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
3
исследование
https://onlinetestpad.com/
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
1
исследование
1
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/
1
дискуссия
https://onlinetestpad.com/
1
исследование
https://onlinetestpad.com/
4-5
6-7
8-9
10-13
14-17
18-19
20
21-22
23
24
25-27
28-29
30
31
32
33
Электронные ресурсы
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com/
34
Подведение
Защита.
итогов.
Итого
3 класс
№
1
2-3
4
5-6
7-8
9-10
11-13
14-15
16-18
19-21
22-23
24-25
26-27
1
исследование
https://onlinetestpad.com/
Электронные ресурсы
https://onlinetestpad.com/
34 часа
Тема занятий
Кол-во
часов
Проект? Проект!
Научные исследования и
наша жизнь.
Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем
исследования.
Как выбрать друга по
общему интересу? (группы
по интересам)
Какими
могут
быть
проекты?
Формулирование цели,
задач исследования,
гипотез.
Планирование работы.
Знакомство с методами и
предметами исследования.
Эксперимент познания в
действии.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования.
Анализ прочитанной
литературы.
Исследование объектов.
Основные
логические
операции.
Учимся
оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.
Анализ
и
синтез.
Суждения,
умозаключения, выводы.
1
Форма
проведения
занятия
Беседа
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
1
исследование
https://onlinetestpad.com/
2
исследование
2
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/
2
3
дискуссия
исследование
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
2
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
3
исследование
2
2
дискуссия
исследование
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
28
29-30
31-32
33
34
Как сделать сообщение о
1
результатах исследования
Оформление работы.
2
Работа в компьютерном
2
классе. Оформление
презентации.
Мини конференция по
1
итогам собственных
исследований
Анализ исследовательской
1
деятельности.
Итого 34 часа
4 класс
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12
13-14
15-16
17-18
19-20
Тема занятия
Знания, умения и навыки,
необходимые
в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение
выявлять
проблемы. Ассоциации и
аналогии.
Обсуждение и выбор тем
исследования,
актуализация проблемы.
Целеполагание,
актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
Предмет
и
объект
исследования.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор
литературы по теме
исследования.
Ознакомление с
литературой по данной
проблематике, анализ
материала.
Наблюдение и
экспериментирование.
Техника
экспериментирования
Наблюдение
наблюдательность.
исследование
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
исследование
исследование
дискуссия
исследование
Колво
часов
1
Форма
проведения
занятия
Беседа
Электронные ресурсы
2
2
исследование
исследование
2
исследование
2
исследование
2
дискуссия
1
исследование
2
исследование
2
исследование
2
исследование
https://onlinetestpad.com/
2
дискуссия
https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/
https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt
21-22
23-24
25-27
28-30
31
32
33
34
Совершенствование
техники
экспериментирования.
Правильное мышление и
2
логика.
Что такое парадоксы
2
Обработка и анализ всех
3
полученных данных.
Работа в компьютерном
3
классе.
Оформление
презентации.
Подготовка публичного
1
выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования
1
перед одноклассниками.
Выступление на школьной
1
НПК.
Итоговое занятие. Анализ
1
исследовательской
деятельности.
Итого – 34 часа
исследование
https://onlinetestpad.com/
исследование
исследование
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
исследование
https://onlinetestpad.com/
исследование
дискуссия
https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt
исследование
дискуссия
Учебно-методическое обеспечение:
1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной
деятельности» Под ред. Проф. Е.Я. Когана/ М. Издательский дом «Федоров» 2006г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение», 2010г.
3. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информативной
образовательной среде.-М.: Просвещение, 2012г.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго
поколения. М., «Просвещение»,2012г.