Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» (для 1-4 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской. Такой подход в обучении создаёт условия для активизации познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа. Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать учащимся глубокие и прочные знания по различным учебным дисциплинам, но и научить способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в процессе урочной и во внеурочной деятельности. Сформировать умение отбирать необходимые сведения, материалы, факты в неиссякаемом потоке современной информации, обогащать ими свой интеллект, расширять эрудицию, использовать теоретические данные в практической деятельности. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательскими методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе. Образовательная программа «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебному процессу в школе. Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • Системность организации учебно-воспитательного процесса; • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы: формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся, развитие психических процессов, развитие личности младшего школьника, воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся во внеурочной деятельности, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Организация внеурочной деятельности по направлению «проектно- исследовательская деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Форма организации: Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) внеурочная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных советов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа предусматривает достижение 3 базовых уровней результативности: Первый базовый уровень результативности (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй базовый уровень результативности (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий базовый уровень результативности (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, и др. Преподавание курса «Проектно-исследовательская деятельность» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных советов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителяпредметники, библиотекарь, родители школьников. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, который: - расширяет кругозор в предметных областях; - способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю; - повышает самооценку; - способствует непроизвольному запоминанию учебного материала; - наилучшим образом развивает творческие способности; - развивает речь и умение выступать перед аудиторией. Курс «Проектно-исследовательская деятельность» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс – 34, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 136 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы). Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения. Содержание учебного курса 1 класс (33 часа) Занятие 1. Тема: Что такое проекты. Занятие 2. Тема: Что такое проблема. Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. Занятия 4-5. Тема: Школа почемучек. Занятия 6-7. Тема: Удивительный вопрос. Занятия 8-9. Тема: Источники информации. Занятия 10-11. Тема: Любимое число. Игры с числами. Занятия 12-14. Тема: Проект «Алфавит». Занятия 15-16. Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Занятия 17-19. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Занятия 20-23. Тема: Проект «Растения». Занятия 24-25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас». Занятие 26-31. Тема: Проект «Сказки». Занятие 32-33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. 2 класс (34 часа) Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч. Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч. Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч. Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч. Тема 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч. Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч. Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч. Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч. Тема32. Подготовка к защите - 1 ч. Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч. Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч. 3 класс (34 часа) Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч. Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч. Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Тема 9-10. Планирование работы – 2ч. Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч. Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч. Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Тема 29-30. Оформление работы – 1ч. Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. 4 класс (34 часа) Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Тема2-3. Культура мышления. Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Тема 10-11. Предмет и объект исследования. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч. Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч. Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч. Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч. Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч. Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч. Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч. Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Планируемые результаты Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов (1 класс) (2-3 класс) (4 класс) предполагает приобретение предполагает позитивное предполагает получение первоклассниками школьниками знаний, опыта проектных различным Результат решения ценностям общества, в задач по частности к образованию и направлениям. самообразованию. выражается понимании проектной умении новых отношение детей к базовым детьми в Результат проявляется в сути активном использовании деятельности, школьниками метода поэтапно проектные задачи. решать проектов, самостоятельном самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. выборе тем (подтем) Итоги реализации проекта, приобретении программы могут быть опыта самостоятельного представлены через поиска, систематизации и презентации проектов, оформлении интересующей участие в конкурсах и информации. олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. В результате изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования: • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; • получат возможность осознать своё место в мире; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться: • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных издания (словари, социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); • использовать различные справочные энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: • альбом, • паспарту, • газета, • плакат, • гербарий, • план, • журнал, • серия иллюстраций, • книжка-раскладушка, • сказка, • коллаж, • справочник, • коллекция, • стенгазета, • костюм, • сувенир-поделка, • макет, • сценарий праздника, • модель, • учебное пособие, • музыкальная подборка, • фотоальбом, • наглядные пособия, • экску Тематическое планирование 1 класс № п/п Наименование темы внеурочной деятельности Кол-во часов 10 Что такое проекты. Что такое проблема. Как мы познаем мир. Школа почемучек. Школа почемучек. Вопрос и ответ. Удивительный вопрос. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Удивительный вопрос. Правила совместной работы в парах. Источники информации. Интернет. Источники информации. Работа с энциклопедиями и словарями. Любимое число. 11 Игры с числами. 12 Проект «Алфавит». История русской азбуки. Проект «Алфавит». Практическая работа «Живая азбука в картинках». Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике. Проект «Почему мы любим встречать Новый год». История праздника. Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Проект «Игры наших бабушек и дедушек.» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 Форма проведения занятия беседа беседа кружок игра конференция https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ 1 беседа https://onlinetestpad.com/ 1 кружок https://onlinetestpad.com/ 1 кружок https://onlinetestpad.com/ 1 кружок 1 кружок https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU игра 1 кружок 1 исследование Электронные ресурсы исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Игры нашей семьи. Зимние забавы. Проект «Игры наших бабушек и дедушек.» Зимние забавы. Проект «Растения». Дикорастущие и культурные растения. Проект «Растения». Растения родного края. Проект «Растения». Выставка «Природа и фантазия». Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике. Проект «Симметрия вокруг нас». Проект "Симметрия вокруг нас." Симметрия в жизни человека. Проект «Симметрия вокруг нас».З ащита проектов. Проект «Сказки». Моя любимая сказка. Проект «Сказки».Конкурс загадок про героев сказок о животных. Проект «Сказки». Сочиняем сказки. Проект «Сказки». Театрализация сказки. Мой проект. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Презентация исследовательских работ. ija.html#.ZA2F6SPP3IU 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 1 исследование 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU 1 исследование 1 исследование 1 1 дискуссия выставка 1 конференция https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt Анализ исследовательской 1 Круглый стол деятельности. Итоги года. Итого 33 часа https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU 2 класс № Наименование темы внеурочной деятельности Кол-во часов 1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1 Форма проведения занятия Беседа 2-3 Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. Организация исследования. (практическое занятие.) Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Сообщение о своих коллекциях. Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных. Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. (практическое занятие.) Индивидуальная консультация. 2 исследование 2 исследование 2 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://onlinetestpad.com/ 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 4 дискуссия https://onlinetestpad.com/ 4 исследование https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU 2 1 исследование исследование 2 исследование 1 1 дискуссия исследование https://onlinetestpad.com/ https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU https://onlinetestpad.com / https://onlinetestpad.com/ https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 3 исследование https://onlinetestpad.com/ 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 1 исследование 1 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://onlinetestpad.com/ 1 дискуссия https://onlinetestpad.com/ 1 исследование https://onlinetestpad.com/ 4-5 6-7 8-9 10-13 14-17 18-19 20 21-22 23 24 25-27 28-29 30 31 32 33 Электронные ресурсы https://globallab.org/ru/co urse/track/demo_ekspedits ija.html#.ZA2F6SPP3IU https://onlinetestpad.com/ 34 Подведение Защита. итогов. Итого 3 класс № 1 2-3 4 5-6 7-8 9-10 11-13 14-15 16-18 19-21 22-23 24-25 26-27 1 исследование https://onlinetestpad.com/ Электронные ресурсы https://onlinetestpad.com/ 34 часа Тема занятий Кол-во часов Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 1 Форма проведения занятия Беседа 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 1 исследование https://onlinetestpad.com/ 2 исследование 2 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt https://onlinetestpad.com/ 2 3 дискуссия исследование https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 2 исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt 3 исследование 2 2 дискуссия исследование 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 28 29-30 31-32 33 34 Как сделать сообщение о 1 результатах исследования Оформление работы. 2 Работа в компьютерном 2 классе. Оформление презентации. Мини конференция по 1 итогам собственных исследований Анализ исследовательской 1 деятельности. Итого 34 часа 4 класс № 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 Тема занятия Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования Наблюдение наблюдательность. исследование https://prezproekt.ru/uchus -sozdavat-proekt исследование исследование дискуссия исследование Колво часов 1 Форма проведения занятия Беседа Электронные ресурсы 2 2 исследование исследование 2 исследование 2 исследование 2 дискуссия 1 исследование 2 исследование 2 исследование 2 исследование https://onlinetestpad.com/ 2 дискуссия https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt https://onlinetestpad.com/ https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt 21-22 23-24 25-27 28-30 31 32 33 34 Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и 2 логика. Что такое парадоксы 2 Обработка и анализ всех 3 полученных данных. Работа в компьютерном 3 классе. Оформление презентации. Подготовка публичного 1 выступления. Как подготовиться к защите. Защита исследования 1 перед одноклассниками. Выступление на школьной 1 НПК. Итоговое занятие. Анализ 1 исследовательской деятельности. Итого – 34 часа исследование https://onlinetestpad.com/ исследование исследование https://onlinetestpad.com/ https://onlinetestpad.com/ исследование https://onlinetestpad.com/ исследование дискуссия https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt исследование дискуссия Учебно-методическое обеспечение: 1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности» Под ред. Проф. Е.Я. Когана/ М. Издательский дом «Федоров» 2006г. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение», 2010г. 3. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информативной образовательной среде.-М.: Просвещение, 2012г. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., «Просвещение»,2012г.