Рабочая программа внеурочной деятельности Проектно-исследовательская деятельность.

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
(для 1-4 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие
личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в
рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью
творческой, поисковой, исследовательской. Такой подход в обучении создаёт условия для
активизации познавательной деятельности младших школьников. Познавательная
деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям
общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей
народа.
Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать учащимся
глубокие и прочные знания по различным учебным дисциплинам, но и научить способам
и приёмам самостоятельного овладения знаниями в процессе урочной и во внеурочной
деятельности. Сформировать умение отбирать необходимые сведения, материалы, факты
в неиссякаемом потоке современной информации, обогащать ими свой интеллект,
расширять эрудицию, использовать теоретические данные в практической деятельности.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе
исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления,
которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики
определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в
решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня
достигаются

исследовательскими

методами,

которые

побуждают

учащихся

к

самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей,
умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной
школе.
Образовательная

программа

«Проектно-исследовательская

деятельность

младших школьников» направлена на формирование исследовательской культуры
школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для
самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу,
расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и
самостоятельность, адаптирует к будущему учебному процессу в школе.
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для
большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой
группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и может быть,
ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном
мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность,
поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам
обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него
способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать
вопросы,

наблюдать,

экспериментировать,

делать

умозаключения

и

выводы,

классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать
свои цели? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной
исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной

деятельности,

характеризующаяся

целенаправленностью,

активностью,

предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний или способов деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по
направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов,
обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам,
расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная
школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в
работе познавательных клубов различного направления.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения

требует

использования

в

образовательном

процессе

технологий

деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа

позволяет

реализовать

актуальный

в

настоящее

время

компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;

•

Развития

индивидуальности

каждого

ребенка

в

процессе

социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

•

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на
основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного
знания.
Задачи программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений
и навыков учащихся, развитие психических процессов, развитие личности младшего
школьника, воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и
предприимчивости.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся во внеурочной деятельности, отражаются на страницах учебников,
тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая
технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся
фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект
– буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида

деятельности.

Проект

учащегося

–

это

дидактическое

средство

активизации

познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей,
имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом
понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в
основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной
деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы
проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
•

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•

Планировать (составлять план своей деятельности);

•

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);

•

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в

образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению
качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и
дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов,
с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной
деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом
возрасте.
Организация

внеурочной

деятельности

по

направлению

«проектно-

исследовательская деятельность» организуется с целью формирования у школьников
умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных
объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
внеурочная проектная деятельность

включает проведение опытов, наблюдений,

экскурсий, заседаний научных советов младших школьников, олимпиад, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает
поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах,
на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации
могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди,
а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 базовых уровней результативности:
Первый базовый уровень результативности (1 класс) предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности,
умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй базовый уровень результативности (2-3 класс) предполагает позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками

метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий базовый уровень результативности (4 класс) предполагает получение
школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников
в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,
конференции, фестивали, и др.
Преподавание курса «Проектно-исследовательская деятельность» проводится во
второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается
тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,
рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа
проводится в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на
предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
заседаний

научных

советов

младших

школьников,

олимпиад,

соревнований.

Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных
носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителяпредметники, библиотекарь, родители школьников.
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, который:
- расширяет кругозор в предметных областях;

- способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации,
самоконтролю;
- повышает самооценку;
- способствует непроизвольному запоминанию учебного материала;
- наилучшим образом развивает творческие способности;
- развивает речь и умение выступать перед аудиторией.
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» изучается с 1 по 4 класс по
одному часу в неделю. 1 класс – 34, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Общий объём учебного времени составляет 136 часов. В каждом классе выделяется время
для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
Содержание учебного курса
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления
проблем – 4ч.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Тема 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите - 1 ч.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии – 2ч.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию –
2ч.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования – 2ч.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное – 2ч.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
4 класс (34 часа)
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Тема2-3. Культура мышления.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования – 1ч.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала -2ч.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Планируемые результаты
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная
помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и
иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме
проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные
(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске
информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются
конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи,
включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания,
связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом
проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его
организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения
деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В
процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются
материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном
виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность
общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является
соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты
в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности,
тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству
других.
Программа предусматривает достижение 3

уровней

результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

(1 класс)

(2-3 класс)

(4 класс)

предполагает приобретение предполагает позитивное

предполагает получение

первоклассниками

школьниками

знаний,

опыта

проектных
различным
Результат

решения ценностям общества, в

задач

по частности к образованию и

направлениям. самообразованию.
выражается

понимании
проектной
умении

новых отношение детей к базовым

детьми

в Результат проявляется в

сути активном использовании

деятельности, школьниками метода

поэтапно

проектные задачи.

решать проектов, самостоятельном

самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.

выборе тем (подтем)

Итоги реализации

проекта, приобретении

программы могут быть

опыта самостоятельного

представлены через

поиска, систематизации и

презентации проектов,

оформлении интересующей

участие в конкурсах и

информации.

олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

В результате изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность»
обучающиеся на ступени начального общего образования:

•

получат возможность расширить, систематизировать и углубить

исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
•

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его

историю;
•

приобретут

опыт

эмоционально

окрашенного,

личностного

отношения к миру природы и культуры;
•

получат возможность осознать своё место в мире;

•
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
•
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
•

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой
регион и его главный город;
•

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
•

оценивать

характер

взаимоотношений

людей

в

различных

издания

(словари,

социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
•

использовать

различные

справочные

энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
•

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

•

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной

деятельности;
•

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
•

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой

и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к

школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам

решения задач;
•

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной

деятельности;
•

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на

искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания

им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения;
•

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;

•

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;
•

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:
•

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные,

цифровые),

контролируемом пространстве Интернета;
•

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
•

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;
•

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ;
•

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;
•

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно

достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно

выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,

средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;
•

формулировать собственное мнение и позицию;

•

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов;
•

задавать вопросы;

•

использовать речь для регуляции своего действия;

•

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной

позиции других людей;
•

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;
•

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

и сотрудничества с партнером;
•

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;
•

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;

•

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
•

альбом,

•

паспарту,

•

газета,

•

плакат,

•

гербарий,

•

план,

•

журнал,

•

серия иллюстраций,

•

книжка-раскладушка,

•

сказка,

•

коллаж,

•

справочник,

•

коллекция,

•

стенгазета,

•

костюм,

•

сувенир-поделка,

•

макет,

•

сценарий праздника,

•

модель,

•

учебное пособие,

•

музыкальная подборка,

•

фотоальбом,

•

наглядные пособия,

•

экску

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

10

Что такое проекты.
Что такое проблема.
Как мы познаем мир.
Школа почемучек.
Школа почемучек. Вопрос
и ответ.
Удивительный вопрос.
Учимся выделять главное
и второстепенное. Как
делать схемы?
Удивительный вопрос.
Правила совместной
работы в парах.
Источники информации.
Интернет.
Источники информации.
Работа с энциклопедиями
и словарями.
Любимое число.

11

Игры с числами.

12

Проект «Алфавит».
История русской азбуки.
Проект «Алфавит».
Практическая работа
«Живая азбука в
картинках».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
История
праздника.
Проект «Почему мы
любим встречать Новый
год».
Новогодние
подарки.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»

1
2
3
4
5
6

7

8
9

13

14

15

16

17

1
1
1
1
1

Форма
проведения
занятия
беседа
беседа
кружок
игра
конференция

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

1

беседа

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

https://onlinetestpad.com/

1

кружок

1

кружок

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

игра
1

кружок

1

исследование

Электронные ресурсы

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits

18

19

20
21

22

23
24

25

26
27

28
29
30
31

32

33

Игры нашей семьи.
Зимние забавы.
Проект «Игры наших
бабушек и дедушек.»
Зимние забавы.
Проект «Растения».
Дикорастущие и
культурные растения.
Проект «Растения».
Растения родного края.
Проект «Растения».
Выставка «Природа и
фантазия».
Индивидуальные
творческие работы по
выбранной тематике.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».
Проект
"Симметрия
вокруг нас." Симметрия
в жизни человека.
Проект
«Симметрия
вокруг нас».З ащита
проектов.
Проект «Сказки». Моя
любимая сказка.
Проект
«Сказки».Конкурс
загадок про героев
сказок о животных.
Проект
«Сказки».
Сочиняем сказки.
Проект
«Сказки».
Театрализация сказки.
Мой проект.
Выставки творческих
работ – средство
стимулирования
проектной деятельности
детей.
Презентация
исследовательских работ.

ija.html#.ZA2F6SPP3IU
1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

1

исследование

1

исследование

1
1

дискуссия
выставка

1

конференция

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

Анализ исследовательской
1
Круглый стол
деятельности. Итоги года.
Итого 33 часа

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

2 класс
№

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

1

Что можно исследовать?
Формулирование темы.

1

Форма
проведения
занятия
Беседа

2-3

Как задавать вопросы?
Банк идей.
Тема, предмет, объект
исследования.
Цели
и
задачи
исследования.
Учимся
выделять
гипотезы.
Организация
исследования.
(практическое занятие.)
Наблюдение
и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем.
Коллекционирование.
Экспресс-исследование
«Какие
коллекции
собирают люди»
Сообщение
о
своих
коллекциях.
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты
и эксперименты на
моделях
Сбор
материала
для
исследования.
Обобщение полученных
данных.
Как подготовить результат
исследования.
Как
подготовить
сообщение.
Подготовка к защите.
(практическое занятие.)
Индивидуальная
консультация.

2

исследование

2

исследование

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

4

дискуссия

https://onlinetestpad.com/

4

исследование

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU

2
1

исследование
исследование

2

исследование

1
1

дискуссия
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com
/
https://onlinetestpad.com/
https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

3

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

1

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

1

дискуссия

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

4-5
6-7
8-9
10-13

14-17

18-19
20

21-22
23
24

25-27
28-29
30
31
32
33

Электронные ресурсы

https://globallab.org/ru/co
urse/track/demo_ekspedits
ija.html#.ZA2F6SPP3IU
https://onlinetestpad.com/

34

Подведение
Защита.

итогов.

Итого
3 класс
№

1

2-3

4

5-6
7-8

9-10
11-13

14-15

16-18

19-21
22-23
24-25

26-27

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

Электронные ресурсы

https://onlinetestpad.com/

34 часа

Тема занятий

Кол-во
часов

Проект? Проект!
Научные исследования и
наша жизнь.
Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем
исследования.
Как выбрать друга по
общему интересу? (группы
по интересам)
Какими
могут
быть
проекты?
Формулирование цели,
задач исследования,
гипотез.
Планирование работы.
Знакомство с методами и
предметами исследования.
Эксперимент познания в
действии.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования.
Анализ прочитанной
литературы.
Исследование объектов.
Основные
логические
операции.
Учимся
оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.
Анализ
и
синтез.
Суждения,
умозаключения, выводы.

1

Форма
проведения
занятия
Беседа

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

1

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt
https://onlinetestpad.com/

2
3

дискуссия
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

3

исследование

2
2

дискуссия
исследование

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

28
29-30
31-32

33

34

Как сделать сообщение о
1
результатах исследования
Оформление работы.
2
Работа в компьютерном
2
классе. Оформление
презентации.
Мини конференция по
1
итогам собственных
исследований
Анализ исследовательской
1
деятельности.
Итого 34 часа

4 класс
№

1

2-3
4-5

6-7

8-9

10-11
12

13-14

15-16
17-18
19-20

Тема занятия

Знания, умения и навыки,
необходимые
в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение
выявлять
проблемы. Ассоциации и
аналогии.
Обсуждение и выбор тем
исследования,
актуализация проблемы.
Целеполагание,
актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
Предмет
и
объект
исследования.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор
литературы по теме
исследования.
Ознакомление с
литературой по данной
проблематике, анализ
материала.
Наблюдение и
экспериментирование.
Техника
экспериментирования
Наблюдение
наблюдательность.

исследование

https://prezproekt.ru/uchus
-sozdavat-proekt

исследование
исследование

дискуссия

исследование

Колво
часов
1

Форма
проведения
занятия
Беседа

Электронные ресурсы

2
2

исследование
исследование

2

исследование

2

исследование

2

дискуссия

1

исследование

2

исследование

2

исследование

2

исследование

https://onlinetestpad.com/

2

дискуссия

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

https://onlinetestpad.com/

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

21-22
23-24
25-27
28-30

31

32
33
34

Совершенствование
техники
экспериментирования.
Правильное мышление и
2
логика.
Что такое парадоксы
2
Обработка и анализ всех
3
полученных данных.
Работа в компьютерном
3
классе.
Оформление
презентации.
Подготовка публичного
1
выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования
1
перед одноклассниками.
Выступление на школьной
1
НПК.
Итоговое занятие. Анализ
1
исследовательской
деятельности.
Итого – 34 часа

исследование

https://onlinetestpad.com/

исследование
исследование

https://onlinetestpad.com/
https://onlinetestpad.com/

исследование

https://onlinetestpad.com/

исследование

дискуссия

https://prezproekt.ru/uchussozdavat-proekt

исследование
дискуссия

Учебно-методическое обеспечение:
1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной
деятельности» Под ред. Проф. Е.Я. Когана/ М. Издательский дом «Федоров» 2006г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение», 2010г.
3. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информативной
образовательной среде.-М.: Просвещение, 2012г.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго
поколения. М., «Просвещение»,2012г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».