Рабочая программа внеурочной деятельности - Умники и умницы

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся
младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Программа реализована в рамках «Внеурочной
деятельности» в соответствии с
образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических
фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания,
наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительными особенностями являются:
1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные
Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к
саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Задачи:

- сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах
личности и ее нравственной культуре;
- способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;
развивать:
- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое,
практическое, теоретическое, реалистическое);
- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие,
антиципирующие, творческое);
- внимание (произвольное и непроизвольное);
- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную,
долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность
ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном
уровне;
- мотивацию к познанию окружающего мира.
- прививать навыки культурного поведения;
- помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.
формирование здорового образа жизни.
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию
познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный
рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных
качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества,
познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы
построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим
механизмом психического развития.
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и
“Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных
ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь
говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм
речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком
понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь
помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в
тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь,
облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных
стереотипов.
во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации
общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм
осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на
такой подход ориентирован предлагаемая методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои
ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно
строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные

формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул
и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и
младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.).
Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик —
мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель
— ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом
случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой
направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым
в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности
реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью
которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся:
ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи
и внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также
достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей,
особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;

- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка,
конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
Содержание учебного курса
Развивающие задания представляет собой комплекс специально разработанных тестов,
игр, упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности,
логического мышления; способствуют развитию пространственного восприятия и
сенсорной координации.

Развивающие задания различны по уровню сложности и не связанны с учебным
материалом. Это позволяет создать среду, обеспечивающую включение ученика в работу,
независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения,
начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей.
Развивающая среда базируется на мотивационной составляющей, задействует
интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 45 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики
на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширит
целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ
мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение
математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важным
фактором является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определённому вопросу. Для эффективности работа на занятиях
проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим
общим обсуждением полученных результатов. Формы организации учеников на занятиях
разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма
организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые
пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в
обществе.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Тематика заданий разнообразна. Например, раздел «Числа» включает в себя задания на
составление и сравнение числовых выражений; на упорядочивание чисел и числовых
выражений по заданному правилу; на классификацию чисел и числовых выражений по
разным основаниям; числовые цепочки и «Круговые примеры»; выражения с буквой,
сравнение таких выражений; решение уравнений; числовые головоломки, лабиринты,
ребусы, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки».
В раздел «Логические задачи (Логика и смекалка)» младшие школьники учатся решать
задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные
задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды.
Во втором и третьем классах появляется раздел «Взвешивание, переливание,
распиливание», т.к. большое внимание уделяется обучению решению задач данных видов.
Задания геометрического содержания, представленные в пособии также разнообразны:
сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные
части; составление геометрических фигур из частей; взаимное расположение фигур на
плоскости; увеличение рисунка по клеткам; составление фигур из счётных палочек,
преобразование составленных фигур; построение фигур с помощью циркуля и линейки;

ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с
использованием составленного плана передвижений; вычисление периметра и площади
различных фигур; масштаб, план; геометрические игры.
В 4-ом классе дети знакомятся с игрой «Шашки». В рамках занятий интеллектуального
клуба проводится Турнир по игре в шашки. В конце учебного года в 1, 2, 3 и 4 классе
проводится «Математическая олимпиада», подводятся итоги.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные
нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших
школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы
отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и
возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения
каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый
раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно
разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует
формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад,
находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет
речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления.
С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном
детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение
задания).
Планируемые результаты
1 класс
Личностными результатами изучения курса является:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувств справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
- развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Личностными результатами изучения курса является:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувств справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс
Личностными результатами изучения курса является:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувств справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
- развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
4 Класс

Личностные УУД:
- самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям);
- смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний);
- нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из
личностных ценностей).
Регулятивные УУД:
- саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка);
- целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать).
Познавательные УУД:
1) общеучебные:
- формулирование цели занятия;
- поиск и выделение необходимой информации из данной;
- осознанное построение своего ответа;
2) логические:
- анализ данных объектов;
- классификация данных объектов;
- установление связей объектов;
3) постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
- разрешение спорных ситуаций;
- выражение собственных мыслей по данному вопросу;
- управление партнёром и партнёрами в групповых работах;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Тематическое планирование
1 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятий

Арифметические забавы (9 ч)
Из истории математики. Как люди
1
беседа-игра
научились считать.
Игры с числами.
1
занятие-игра
Задачи на сообразительность.
1
занятие-игра
Задачи на внимание.
1
занятие-игра
Конкурс
«Загадки
Весёлого
1
викторина
Карандаша».
Шарады. Ребусы.
1
занятие-игра
Задачи в стихах.
1
занятие-игра
Магические квадраты.
1
занятие-игра
Арифметические
задачи,
1
занятие-игра
требующие
особых
приёмов
решения
Логика в математике (16 ч)
Больше - меньше, раньше - позже,
1
практикум
быстрее - медленнее.
Множество и его элементы.
1
практикум
Способы задания множеств.
1
практикум
Сравнение и отображение
1
практикум
множеств.
Математическая эстафета.
1
викторина
Кодирование и декодирование.
1
практикум
Отрицание.
1
практикум
Истинные и ложные
1
практикум
высказывания.
Математические фокусы, игры на
1
занятие-игра
внимание.
Символы в реальности и сказке.
1
занятие-игра
Самостоятельное создание
1
практикум
символов.
Обозначение действий, знаки –
1
практикум
пиктограммы.
Понятие «дерево».
1
практикум
Графы.
1
практикум
Решение задач комбинаторного
1
практикум
типа.
Задачи, решаемые подбором.
1
практикум

Электронные
ресурсы

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

26
27
28
29
30
31
32
33

Задачи с геометрическим содержанием. (8ч)
Кодирование.
1
практикум
Симметрия фигур.
1
практикум
Задачи на разрезание.
1
практикум
Задачи на склеивание.
1
практикум
Игра «Конструктор».
1
занятие-игра
Задачи со спичками.
1
практикум
Геометрическая викторина.
1
викторина
Обобщение
и
закрепление
1
театрализац
изученного.
ия
Итого – 33 часа

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

2 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

13
14
15

16
17
18

Наименование темы
внеурочной деятельности

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятий
Арифметические забавы (11 ч)
Без карандаша и бумаги.
1
практикум
Числовые головоломки.
1
практикум
Задачи на нахождение целого и
1
практикум
его части.
Шифры. Ребусы.
1
практикум
Задачи про цифры.
1
практикум
«Сколько же?»
1
практикум
Закономерности.
1
практикум
Математический турнир.
1
практикум
Задачи на взвешивание.
1
практикум
Задачи на переливание.
1
практикум
Конкурс «Весёлые вопросы и
1
практикум
остроумные ответы».
Логика в математике. (14ч)
Действия предметов. Обратные
1
практикум
действия.
Последовательность
действий.
Алгоритм.
1
практикум
Ветвление.
1
практикум
Поиск основных алгоритмических
1
практикум
конструкций на хорошо знакомых
сказках; сочинение своих сказок.
Математический бой.
1
Занятие-игра
Задачи на поиск закономерности.
1
практикум
Задачи на внимательность и
1
практикум

Электронные
ресурсы

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

31
32
33
34

сообразительность.
Задачи – шутки.
1
Занятие-игра
Математическая смесь.
1
практикум
Математический
конкурс
1
практикум
«Умники и умницы».
Калейдоскоп идей.
1
практикум
Задачи
с
лишними
или
1
практикум
недостающими данными.
Математическая викторина.
1
практикум
Задачи,
решаемые
без
1
практикум
вычислений.
Задачи с геометрическим содержанием. (9 ч)
Задачи
на
разрезание
и
складывание фигур.
Задачи со спичками.
Игра - головоломка «Пифагор».
Линейные орнаменты (бордюры).
Познавательная
викторина
«Путешествие
по
древнему
Египту».
Игра: Сектор «Приз!»
Оригами.
Игра «Геометрическая мозаика».
Обобщение
и
закрепление
изученного

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

1
1
1
1

практикум
практикум
практикум
Урокпутешествие

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

1
1
1
1

Занятие-игра https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
Занятие-игра https://uchi.ru/
практикум
https://uchi.ru/

3 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование
темы Кол-во
Форма проведения
внеурочной деятельности
часов
занятий
Арифметические забавы (10 ч)
Конкурс «Шагай, соображай».
1
практикум
Задачи, решаемые перебором.
1
практикум
Решение задач с конца.
1
практикум
Задачи на переливание.
1
практикум
Арифметическая смесь.
1
практикум
Задачи с затруднительным
1
практикум
положением.
Несколько
задач
на
1
практикум
планирование.
Задачи на промежутки.
1
практикум
Задачи
на
установление
1
практикум
взаимно
однозначного
соответствия
между

Электронные
ресурсы
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

10
11
12
13
14

15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

множествами.
Математическая лотерея
1
практикум
Логика в математике. (13 ч)
Чётность – нечётность, чёрное –
белое.
Выигрышная стратегия.

https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

Забавные
исчезновения.
1
практикум
Остроумный делёж.
Задачи
на
планирование
1
практикум
действий,
упорядочивание
множеств.
Арифметические ребусы и
1
практикум
лабиринты.
Логические задачи на поиск
1
практикум
закономерности
и
классификацию.
Некоторые старинные задачи.
1
практикум
Задачи, решаемые с конца.
1
практикум
Составление выражений по
1
практикум
графу.
Принцип Дирихле.
1
практикум
Задачи на расстановки.
1
практикум
Слова-кванторы.
1
практикум
Ориентированные графы.
1
практикум
Задачи с геометрическим содержанием. (11 ч)
Не отрывая карандаш
1
практикум
Оригами
1
практикум
Зеркальное
отражение.
1
практикум
Симметрия.
Симметричное вырезание.
1
практикум
Геометрическая викторина.
1
практикум
Неоднозначные фигуры.
1
практикум
Плоские орнаменты (паркеты).
1
практикум
Игра
–
головоломка
1
практикум
«Монгольская игра».
Историческая страничка.
1
практикум
Математический КВН.
1
практикум
Обобщение
и
закрепление
1
дискуссия
изученного

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

4 класс
№

1
2
3
4

5
6

7
8

9
10
11
12
13
14
15

16

17

18

Наименование
темы Кол-во
Форма проведения
внеурочной деятельности
часов
занятий
Арифметические забавы. (9 ч)
Арифметические головоломки.
1
практикум
Составление задач – шуток,
1
практикум
магических квадратов, ребусов.
Некоторые старинные задачи.
1
практикум
Задачи на упорядочивание
1
практикум
множеств. Задачи на простое
тройное правило (обратные
приведение к единице).
М1атематический бой.
1
практикум
Любопытные
особенности
1
практикум
некоторых чисел и действий с
ними.
Задачи,
связанные
с
1
практикум
величинами.
Задачи
на
нахождение
1
практикум
расстояния,
по
данным
скорости и времени (и обратные
задачи на нахождение скорости
и времени).
Математический лабиринт.
1
практикум
Логика в математике. (13 ч)

Электронные
ресурсы

Решение шахматных задач.
Игра «Логическое домино».
Знаете ли вы проценты?
Математические софизмы.
Танграмы.
Задачи, требующие большей
сообразительности и более
сложных вычислений.
Ряды чисел, суммы которых
можно получать, не производя
сложение этих чисел
Решение и составление задач,
допускающих
варианты
условия, разные пути решения,
набор вероятных ответов;
Задачи
на
нахождение
расстояния,
по
данным

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/

1
1
1
1
1
1

дискуссия
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

1

практикум

https://uchi.ru/

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

скорости и времени (и обратные
задачи на нахождение скорости
и времени).
Решение задач с помощью
1
практикум
составления уравнений.
Что мы знаем об Архимеде?
1
практикум
Логленд (логический марафон).
1
дискуссия
Математический КВН.
1
Задачи с геометрическим содержанием. (12ч)
Конструирование
1
практикум
Задачи
на
разрезание
и
1
практикум
складывание фигур.
Геометрические головоломки.
1
практикум
Зашифрованная
переписка
1
практикум
(способ решётки).
Задачи со спичками.
1
практикум
Геометрия клетчатой бумаги.
1
практикум
Три
способа
прохождения
1
практикум
лабиринта.
Игры
на
развитие
1
практикум
конструкторских способностей.
Геометрическая викторина.
1
практикум
Решение
задач
с
1
практикум
геометрическим содержанием.
Геометрический тренинг.
1
дискуссия
Обобщение
изученного.
1
дискуссия
Подведение итогов.

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

Список используемой литературы
1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.
2. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания.
Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1999.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие
творческих способностей. - Киров, 2004.
4. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: 1998.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –
е изд. – М.: Просвещение, 2010.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система
заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».