Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (для 1-4 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Отличительными особенностями являются: 1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А. 5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цели и задачи программы Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Задачи: - сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре; - способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании; развивать: - мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое); - воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое); - внимание (произвольное и непроизвольное); - память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне; - мотивацию к познанию окружающего мира. - прививать навыки культурного поведения; - помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания. формирование здорового образа жизни. В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития. Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”. “Развитие коммуникативных способностей” Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми. Речевое обучение детей предполагает: во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов. во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. “Развитие познавательных способностей” Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Основными принципами работы программы являются: - учет современных требований; - учет возрастных особенностей; - доступность; - последовательность; - системность; - эффективность; - личностно-ориентированный подход. - управляемость образовательным процессом; - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы. Методы работы Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми. Методы формирования взглядов и обмен информацией: - повествование; - объяснение; - диалог; - доказательство; - рассказ; - рассуждение; - беседа. Методы организации деятельности: - состязание; - показ примеров и образцов; -создание ситуации успеха; - перспектива. Методы стимулирования и мотивации; Методы стимулирования интереса к учению: - игры; - соревнования; - познавательные беседы; - создание ситуации успеха; - эмоционально-нравственных ситуаций; - творческие задания Методы стимулирования долга и ответственности: - убеждение; - требование; - поощрение; - порицание; - наказание; - поручение. Формы работы Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Формы организации занятий: - учебное занятие; - открытое занятие; - экскурсии; - организация праздников; - театрализованное занятие; - участие в выставках и конкурсах различного уровня. Средства обучения: - наглядные пособия - подборка информационной и справочной литературы - набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу - кассеты с записями детской музыки и т.д. - треугольники - разрезные картинки - книги серии “Развивающие игры” - простой и цветные карандаши; - тетради; - линейки; - краски; - настольные игры; - цветная и белая бумаги. - магнитофон; - учебная доска. Содержание учебного курса Развивающие задания представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр, упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствуют развитию пространственного восприятия и сенсорной координации. Развивающие задания различны по уровню сложности и не связанны с учебным материалом. Это позволяет создать среду, обеспечивающую включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Развивающая среда базируется на мотивационной составляющей, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка. Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширит целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важным фактором является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Для эффективности работа на занятиях проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Тематика заданий разнообразна. Например, раздел «Числа» включает в себя задания на составление и сравнение числовых выражений; на упорядочивание чисел и числовых выражений по заданному правилу; на классификацию чисел и числовых выражений по разным основаниям; числовые цепочки и «Круговые примеры»; выражения с буквой, сравнение таких выражений; решение уравнений; числовые головоломки, лабиринты, ребусы, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки». В раздел «Логические задачи (Логика и смекалка)» младшие школьники учатся решать задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды. Во втором и третьем классах появляется раздел «Взвешивание, переливание, распиливание», т.к. большое внимание уделяется обучению решению задач данных видов. Задания геометрического содержания, представленные в пособии также разнообразны: сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части; составление геометрических фигур из частей; взаимное расположение фигур на плоскости; увеличение рисунка по клеткам; составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур; построение фигур с помощью циркуля и линейки; ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений; вычисление периметра и площади различных фигур; масштаб, план; геометрические игры. В 4-ом классе дети знакомятся с игрой «Шашки». В рамках занятий интеллектуального клуба проводится Турнир по игре в шашки. В конце учебного года в 1, 2, 3 и 4 классе проводится «Математическая олимпиада», подводятся итоги. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Планируемые результаты 1 класс Личностными результатами изучения курса является: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувств справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - формирование этических норм поведения при сотрудничестве; - развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс Личностными результатами изучения курса является: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувств справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - формирование этических норм поведения при сотрудничестве; Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - учиться работать по предложенному учителем плану. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 3 класс Личностными результатами изучения курса является: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств письма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувств справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - формирование этических норм поведения при сотрудничестве; - развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - учиться работать по предложенному учителем плану. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 4 Класс Личностные УУД: - самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям); - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний); - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей). Регулятивные УУД: - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка); - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать). Познавательные УУД: 1) общеучебные: - формулирование цели занятия; - поиск и выделение необходимой информации из данной; - осознанное построение своего ответа; 2) логические: - анализ данных объектов; - классификация данных объектов; - установление связей объектов; 3) постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия) - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка; - разрешение спорных ситуаций; - выражение собственных мыслей по данному вопросу; - управление партнёром и партнёрами в групповых работах; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Тематическое планирование 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Наименование темы внеурочной деятельности Кол-во часов Форма проведения занятий Арифметические забавы (9 ч) Из истории математики. Как люди 1 беседа-игра научились считать. Игры с числами. 1 занятие-игра Задачи на сообразительность. 1 занятие-игра Задачи на внимание. 1 занятие-игра Конкурс «Загадки Весёлого 1 викторина Карандаша». Шарады. Ребусы. 1 занятие-игра Задачи в стихах. 1 занятие-игра Магические квадраты. 1 занятие-игра Арифметические задачи, 1 занятие-игра требующие особых приёмов решения Логика в математике (16 ч) Больше - меньше, раньше - позже, 1 практикум быстрее - медленнее. Множество и его элементы. 1 практикум Способы задания множеств. 1 практикум Сравнение и отображение 1 практикум множеств. Математическая эстафета. 1 викторина Кодирование и декодирование. 1 практикум Отрицание. 1 практикум Истинные и ложные 1 практикум высказывания. Математические фокусы, игры на 1 занятие-игра внимание. Символы в реальности и сказке. 1 занятие-игра Самостоятельное создание 1 практикум символов. Обозначение действий, знаки – 1 практикум пиктограммы. Понятие «дерево». 1 практикум Графы. 1 практикум Решение задач комбинаторного 1 практикум типа. Задачи, решаемые подбором. 1 практикум Электронные ресурсы https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 26 27 28 29 30 31 32 33 Задачи с геометрическим содержанием. (8ч) Кодирование. 1 практикум Симметрия фигур. 1 практикум Задачи на разрезание. 1 практикум Задачи на склеивание. 1 практикум Игра «Конструктор». 1 занятие-игра Задачи со спичками. 1 практикум Геометрическая викторина. 1 викторина Обобщение и закрепление 1 театрализац изученного. ия Итого – 33 часа https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование темы внеурочной деятельности Кол-во часов Форма проведения занятий Арифметические забавы (11 ч) Без карандаша и бумаги. 1 практикум Числовые головоломки. 1 практикум Задачи на нахождение целого и 1 практикум его части. Шифры. Ребусы. 1 практикум Задачи про цифры. 1 практикум «Сколько же?» 1 практикум Закономерности. 1 практикум Математический турнир. 1 практикум Задачи на взвешивание. 1 практикум Задачи на переливание. 1 практикум Конкурс «Весёлые вопросы и 1 практикум остроумные ответы». Логика в математике. (14ч) Действия предметов. Обратные 1 практикум действия. Последовательность действий. Алгоритм. 1 практикум Ветвление. 1 практикум Поиск основных алгоритмических 1 практикум конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой. 1 Занятие-игра Задачи на поиск закономерности. 1 практикум Задачи на внимательность и 1 практикум Электронные ресурсы https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 сообразительность. Задачи – шутки. 1 Занятие-игра Математическая смесь. 1 практикум Математический конкурс 1 практикум «Умники и умницы». Калейдоскоп идей. 1 практикум Задачи с лишними или 1 практикум недостающими данными. Математическая викторина. 1 практикум Задачи, решаемые без 1 практикум вычислений. Задачи с геометрическим содержанием. (9 ч) Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры). Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Игра: Сектор «Приз!» Оригами. Игра «Геометрическая мозаика». Обобщение и закрепление изученного https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ 1 1 1 1 практикум практикум практикум Урокпутешествие https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 1 1 1 1 Занятие-игра https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ Занятие-игра https://uchi.ru/ практикум https://uchi.ru/ 3 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование темы Кол-во Форма проведения внеурочной деятельности часов занятий Арифметические забавы (10 ч) Конкурс «Шагай, соображай». 1 практикум Задачи, решаемые перебором. 1 практикум Решение задач с конца. 1 практикум Задачи на переливание. 1 практикум Арифметическая смесь. 1 практикум Задачи с затруднительным 1 практикум положением. Несколько задач на 1 практикум планирование. Задачи на промежутки. 1 практикум Задачи на установление 1 практикум взаимно однозначного соответствия между Электронные ресурсы https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 множествами. Математическая лотерея 1 практикум Логика в математике. (13 ч) Чётность – нечётность, чёрное – белое. Выигрышная стратегия. https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ Забавные исчезновения. 1 практикум Остроумный делёж. Задачи на планирование 1 практикум действий, упорядочивание множеств. Арифметические ребусы и 1 практикум лабиринты. Логические задачи на поиск 1 практикум закономерности и классификацию. Некоторые старинные задачи. 1 практикум Задачи, решаемые с конца. 1 практикум Составление выражений по 1 практикум графу. Принцип Дирихле. 1 практикум Задачи на расстановки. 1 практикум Слова-кванторы. 1 практикум Ориентированные графы. 1 практикум Задачи с геометрическим содержанием. (11 ч) Не отрывая карандаш 1 практикум Оригами 1 практикум Зеркальное отражение. 1 практикум Симметрия. Симметричное вырезание. 1 практикум Геометрическая викторина. 1 практикум Неоднозначные фигуры. 1 практикум Плоские орнаменты (паркеты). 1 практикум Игра – головоломка 1 практикум «Монгольская игра». Историческая страничка. 1 практикум Математический КВН. 1 практикум Обобщение и закрепление 1 дискуссия изученного https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование темы Кол-во Форма проведения внеурочной деятельности часов занятий Арифметические забавы. (9 ч) Арифметические головоломки. 1 практикум Составление задач – шуток, 1 практикум магических квадратов, ребусов. Некоторые старинные задачи. 1 практикум Задачи на упорядочивание 1 практикум множеств. Задачи на простое тройное правило (обратные приведение к единице). М1атематический бой. 1 практикум Любопытные особенности 1 практикум некоторых чисел и действий с ними. Задачи, связанные с 1 практикум величинами. Задачи на нахождение 1 практикум расстояния, по данным скорости и времени (и обратные задачи на нахождение скорости и времени). Математический лабиринт. 1 практикум Логика в математике. (13 ч) Электронные ресурсы Решение шахматных задач. Игра «Логическое домино». Знаете ли вы проценты? Математические софизмы. Танграмы. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; Задачи на нахождение расстояния, по данным https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 1 1 1 1 1 1 дискуссия практикум практикум практикум практикум практикум https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ 1 практикум https://uchi.ru/ 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 скорости и времени (и обратные задачи на нахождение скорости и времени). Решение задач с помощью 1 практикум составления уравнений. Что мы знаем об Архимеде? 1 практикум Логленд (логический марафон). 1 дискуссия Математический КВН. 1 Задачи с геометрическим содержанием. (12ч) Конструирование 1 практикум Задачи на разрезание и 1 практикум складывание фигур. Геометрические головоломки. 1 практикум Зашифрованная переписка 1 практикум (способ решётки). Задачи со спичками. 1 практикум Геометрия клетчатой бумаги. 1 практикум Три способа прохождения 1 практикум лабиринта. Игры на развитие 1 практикум конструкторских способностей. Геометрическая викторина. 1 практикум Решение задач с 1 практикум геометрическим содержанием. Геометрический тренинг. 1 дискуссия Обобщение изученного. 1 дискуссия Подведение итогов. https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ Список используемой литературы 1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996. 2. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1999. 3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004. 4. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004. 5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 6. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: 1998. 7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. 8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.