Рабочая программа внеурочной деятельности - Истоки 1-4 класс

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Истоки»
(для 1 – 4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки»,
являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного
подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных
наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.
Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 2-4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и
завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
Во
2-м
классе
происходит
знакомство
с
истоками
ближайшей
к
ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим
механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных
ценностей российской цивилизации.
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в
контексте программы «Истоки» (начальная школа) следующим образом.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый
уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению
учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой,
информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт
относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ
самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая
воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовнонравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный
системный подход в образовании. Он позволяет:

Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной
школы;
•
Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к
средней;
•
Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные
связи;
•
Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно
управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с
приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры,
эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с
системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что
соответствует основным идеям Стандарта.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления
социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к
неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам,
формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
•
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека
и социума, в котором живет и развивается ребенок;
•
оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с
осваиваемыми социокультурными ценностями;
•
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному
окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
•
развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер,
что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование
призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся,
что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного
осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные
ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на
реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных
позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано
в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие
образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
•

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования –
одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея
воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются:
•
развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
•
накопление социокультурного опыта,
•
развитие навыков общения,
•
управления
собственной
деятельностью,
деятельностью
группы,
эффективного взаимодействия,
•
обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Содержание учебного курса
3 класс
Тема «Вера» (8 ч)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как
верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе
дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле
дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда в деле, в слове, в образе. Правда всегда с
верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право.
Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и
хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
Тема «Надежда» (8 ч)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру.
Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и
лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.
Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда
вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому
слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.
Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Тема «Любовь» (8 ч)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей условие дружбы и мира. Уважение к человеку.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать
человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и
милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и
доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и
правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к
очищению. Покаяние любви учит.
Тема «Мудрость» (8 ч)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума
не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины.
Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и
правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему
Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей
(соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада,
ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе.
Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний
мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да
согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка,
Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля,
стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота
(в здоровом теле – здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры),
чистоплотность (баня), чистота помыслов.
4 класс
Введение (1 ч)
Что такое традиция. Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества.
Традиции, обычаи, права и обязанности.
Тема «Родные образы» (7 ч)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник
и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в
семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч
как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека.
Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в
народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их

виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в
народном творчестве.
СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб и флаг - святыни Родины.
Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные
места родного края.
ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.
Тема «Умелые Дела» (8 ч)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи
общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи —
традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные
профессии. Трудовые династии.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество. Законы и
нормы справедливого управления и суда. Традиции просвещения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и
благотворительность - основы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает.
Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы
служения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе
любого таланта - любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Сделал
дело - гуляй смело.
Тема «Заветные слова» (8 ч)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы.
Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей. Доброе дело
без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Благодарность.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить
великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. Приветствие.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет
человека в народной традиции. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже
золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое сговор. Приветствие. Слово
обета. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи
покаяния. Исповедь. Слова прощения. Раскаяние. Укор и укоризна. Слово укоризны
совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна
страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Традиционные праздники. Духовная основа традиционных
праздников. Хоровое исполнение песен. Хороводы. Праздник семейный. Торжество
семейное, гостеприимство. Трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи
народной трапезы. Где песня льется - там легче живется. Народные гулянья, игры.
Ярмарка. Воинский парад. Возложение венков. Дни всенародной памяти.
Тема «Традиции Родного края» (7 ч)
Память народа. Человек, традиции дела и служения. Гражданин. ЗАБОТА О РОДНОМ
КРАЕ - ДОЛГ ГРАЖДАНИНА. Единение. Ответственность. Россия, россияне.
Ставрополь. Ставропольский край.
Праздники Отечества. Государственные, народные и национальные праздники.
Символы Родного края. Памятные знаки и гербы Московских городов. Особо памятные
места Клинского края. Святыни. Чувство Родины.

Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов России,
проверенная временем. Совместный труд в годы Отечественной войны и в мирное время.
Мы разные, но мы равны. Клинский край – наша Родина.
Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение.
Традиции здоровья. Традиции Клина по сохранению духовного и физического здоровья.
Труд, мастерство, помыслы, вера. Чистота помыслов. Верность слову и традициям.
Традиционный образ жизни как сохраняющий здоровье. Традиции здоровья моих
родственников (бабушек, дедушек и т. д.).
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Мир современный и мир старины. Связь
поколений. Что я могу и за что я отвечаю. Какие права я имею. Малые и большие дела.
Зачем я учусь и у кого я учусь.
Заключительное занятие (1 ч)
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать мир вокруг нас.
Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Планируемые результаты
Личностные УУД
В области личностной культуры:
•
выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать
собственные намерения, мысли и поступки;
•
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
•
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
•
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение
им противодействовать;
•
свободолюбие
как
способность
к
сознательному
личностному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в
сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом,
Россией, будущими поколениями;
•
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество
перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области общественных отношений:
•
осознавать себя гражданином России;
•
развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;
•
заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;
•
осознавать ценность семьи;
•
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого
человека;
•
бережно относиться к жизни человека;

•
законопослушность
и
сознательно
поддерживаемый
гражданами
правопорядок;
•
осознание себя гражданином России
•
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
•
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
•
осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем.
•
почтительно относиться к родителям, осознанно заботиться о старших и
младших.
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
•
следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
•
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
•
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя;
•
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
•
корректировать выполнение задания в дальнейшем;
•
оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
•
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания;
•
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике;
•
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному
правилу;
•
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для
выполнения задания;
•
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в
учебнике;
•
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
•
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
•
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное;
•
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Особенностью данного курса является его интегративный метапредметный
характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы
личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными
основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками
данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве
фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек»
содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг

которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного
восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не
связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно
оформленного
содержания
образования,
который
базируется
на
системе
фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые
социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность
на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С
данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в
контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы
культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к
культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные
традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности
строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры
можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки,
и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете
тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы,
так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее
убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности
россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав
национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих
ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего
поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной
и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.

Тематическое планирование
3 класс
№
1

Наименование
темы внеурочной
деятельности
Введение (1 урок)
Вводный урок

Кол-во
часов

Форма проведения занятий

1

Беседа

2

Вера.

1

Беседа, работа в парах

3

Вера

1

Беседа, индивидуальная
работа с текстом

Электронные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-istokam-na-temu-verachemu-doveryaet-serdce-3klass-6223076.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-istokam-na-temu-verachemu-doveryaet-serdce-3klass-6223076.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-po-

4

Верность

1

5

Верность

1

6

Правда

1

7

Правда

1

8

Честь

1

9

Честь

1

10

Обобщающий урок
по разделу

1

11

Надежда.

1

12

Надежда.

1

13

Согласие

1

14

Согласие

1

15

Терпение

1

16

Терпение

1

17

Послушание

1

18

Послушание

1

19

Любовь

1

teme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
Работа с текстом
https://znanio.ru/media/prezent
atsiya-k-uroku-po-kursu-istoki-3-klass-tema-urokavernost-2519573
Беседа, работа в парах
https://mirolymp.ru/publication/pravda-ikrivda.html
Рассказ
https://mirolymp.ru/publication/pravda-ikrivda.html
Беседа
https://infourok.ru/konspekturoka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi1092087.html
Беседа, работа в парах
https://infourok.ru/konspekturoka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi1092087.html
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Рассказ
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа,
индивидуальная https://infourok.ru/prezentaciya
работа с текстом
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Индивидуальная работа с
https://infourok.ru/prezentaciya
текстом
-k-urokuistoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-urokuistoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа, работа в парах
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Рассказ
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-tematerpenie-4581592.html
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-istoki-3-klass-temaРассказ

20

Любовь

1

Беседа, работа в парах

21

Милосердие

1

Беседа

22

Милосердие

1

Беседа, индивидуальная
работа с текстом

23

Доброта

1

Рассказ, работа по картине

24

Доброта

1

Беседа

25

Покояние

1

Беседа

26

Покояние

1

Беседа, работа в парах

27

Ум да разум

1

Беседа, индивидуальная
работа с текстом

28

Ум да разум

1

Рассказ

29

Истина

1

Рассказ

30

Истина

1

Беседа, работа в парах

31

Знание и мудрость

1

Беседа

32

Знание и мудрость

1

Работа в парах

33

Знание и мудрость

1

Рассказ

terpenie-4581592.html
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/10/06/prez
entatsiya-k-uroku-istoki-poteme-vo-chto-veruet-dusha
https://nsportal.ru/shkola/literat
ura/library/2017/01/31/predsta
vlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literat
ura/library/2017/01/31/predsta
vlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literat
ura/library/2017/01/31/predsta
vlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literat
ura/library/2017/01/31/predsta

34

Почему Вера,
Надежда и Любовь
-родные сестры?

1

Индивидуальная работа

vlenie-o-letopisi
https://nsportal.ru/shkola/literat
ura/library/2017/01/31/predsta
vlenie-o-letopisi

Итого 34 часа
4 класс
№
1

Наименование темы
внеурочной
деятельности
Раздел 1. Традиции
образа
Вводное занятие.

Колво
часов
1

2

Первые образы.
Отец. Мать.

1

3

Родители

1

4

Отечество.

1

5

Мир.

1

6

Священные образы.
Спаситель.

1

7

Богородица.
Ангел-хранитель.

1

8

Светлые образы.
Свет и просветители
Праведники и

1

Форма проведения занятий
Беседа

Электронные ресурсы

https://st.educom.ru/eduoffices/
gateways/get_file.php?id=%7B
A8225FBF-02D2-9CE6-63960D5F1FB746F2%7D&name=
%D0%98stoki-1-4(programma).pdf
Беседа, работа в парах
https://st.educom.ru/eduoffices/
gateways/get_file.php?id=%7B
A8225FBF-02D2-9CE6-63960D5F1FB746F2%7D&name=
%D0%98stoki-1-4(programma).pdf
Беседа, индивидуальная
https://st.educom.ru/eduoffices/
работа с текстом
gateways/get_file.php?id=%7B
A8225FBF-02D2-9CE6-63960D5F1FB746F2%7D&name=
%D0%98stoki-1-4(programma).pdf
Беседа
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/04/26/tehnologi
cheskaya-karta-kobobshchayushchemu-urokuistokov-v-.
Рассказ
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/04/26/tehnologi
cheskaya-karta-kobobshchayushchemu-urokuistokov-vБеседа, работа в парах
https://infourok.ru/konspekturoka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi1092087.html
Беседа,
индивидуальная https://infourok.ru/konspektработа с текстом
uroka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi1092087.html
Работа с картиной
https://infourok.ru/konspekturoka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi-

9

10

мудрецы.
Образы-знаки.

1

Раздел 2. Традиции
слова
Священные слова.
Заповеди и заветы.
Молитва.
Сердечные слова.
Родительское
благословение.

1

12

Родительское
благословение.

1

13

Сердце сердцу весть
подает.

1

14

Сердечные слова.

1

15

Честные слова.

1

16

Правила честного
слова.

1

17

Раздел 3. Традиции
дела
Труд. Земледельцы.
Труд.
Земледельцы.

1

19

Ремесленники.

1

20

Купцы и
предприниматели.

1

21

Служение.
Воинство.

1

22

Священство.

1

11

18

1

1

1092087.html
https://infourok.ru/konspekturoka-istokov-v-klasse-poteme-krestyanskie-horomi1092087.html
Беседа, работа в парах
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2011/12/27/fragmenturoka-po-kursu-istokitemasvyashchennye
Беседа
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2011/12/27/fragmenturoka-po-kursu-istokitemasvyashchennye
Беседа,
индивидуальная https://nsportal.ru/nachalnayaработа с текстом
shkola/vospitatelnayarabota/2011/12/27/fragmenturoka-po-kursu-istokitemasvyashchennye
Работа в группах
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2019/01/22/konspekturoka-po-istokam-5-klass
Беседа
https://infourok.ru/prezentaciya
-serdechnie-slovaroditelskoeblagoslovenie-istoki-klass2121601.html
Беседа, работа в парах
https://infourok.ru/prezentaciya
-serdechnie-slovaroditelskoeblagoslovenie-istoki-klass2121601.html
Групповая работа
https://infourok.ru/prezentaciya
-serdechnie-slovaroditelskoeblagoslovenie-istoki-klass2121601.html
Рассказ, работа по картине
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatva282576.html
Рассказ
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatva282576.html
Беседа
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatva282576.html
Беседа
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatva282576.html
Беседа, работа в парах
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatva282576.html
Беседа
https://infourok.ru/istoki-trudzemnoy-sev-i-zhatvaРассказ

23

Суд и управление.

1

Беседа, индивидуальная
работа с текстом

24

Творчество.
Искусники.

1

Рассказ

25

Книжники.

1

Групповая рабта

26

Обобщающее
занятие.
«Традиции
праведного дела».
Раздел 4. Традиции
праздника
Гулять всем миром.
Гулять всем миром.

1

Беседа, работа в парах

1

Групповая рабта

1

Беседа, индивидуальная
работа с текстом

29

Радоваться всей
семьей.

1

Беседа

30

Радоваться всей
семьей.

1

Рассказ

31

Помнить всем
Отечеством.

1

Беседа, работа в парах

32

Помнить всем
Отечеством.

1

Групповая рабта

33

Молиться всей
церковью.

1

Рассказ

34

Потрудиться душой.

1

Беседа

27
28

Итого 34 часа

282576.html
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2015/12/08/ikonazhivonachalnaya-troitsaandreya-rublyova
https://infourok.ru/konspekturoka-knizhniki-5562397.html
https://infourok.ru/konspekturoka-knizhniki-5562397.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-istoki-prazdnovaniyi-tradiciy-klass-3017248.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».