Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 31.08.2023 № 296 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Спорт» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол и баскетбол, развитию физических способностей. Программа предусматривает распределение учебнотренировочного материала на год обучения для 5-9 классов. Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г. «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол» разработана на основе «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов.» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов М.: Просвещение, 2013г. «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2013г. Спортивные игры - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Спортивные игры — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная их особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» и «Баскетбол» образовательной программы средней школы. Содержание учебного курса Основы знаний (теоретическая часть): 4 часа • Основы истории развития волейбола в России; • Сведения о строении и функциях организма человека; • Правила игры в волейбол; • Места занятий, инвентарь. Общефизическая подготовка (практическая часть): 29 часов Строевые упражнения; • Гимнастические упражнения; • Легкоатлетические упражнения; • Подвижные и спортивные игры. • Специальная физическая подготовка (практическая часть): • Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий; • Подвижные игры; • Упражнения для развития прыгучести; • Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча; • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; • Техника нападения (практическая часть): • Перемещения и стойки; • Действия с мячом. Передачи мяча; • Техника защиты: • Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок. • Тактическая подготовка. Тактика нападения: • Индивидуальные действия • Командные действия • Тактика защиты: • Индивидуальные действия • Командные действия • Контрольные игры и соревнования: • теоретическая часть • Правила соревнований • практическая часть: • Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола • Учебно-тренировочные игры • Физическая подготовленность Стойки и перемещения. 1 час Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд. Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений». Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая. • Планируемые результаты Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: • целостный, социально ориентированный взгляд на мир; • ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин; • способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; • освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; • планирование общей цели и пути её достижения; • распределение функций и ролей в совместной деятельности; • конструктивное разрешение конфликтов; • осуществление взаимного контроля; • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2. Познавательные УУД: • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; • перерабатывать полученную информацию, делать выводы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; • устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД: • взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры); адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе. Внеурочная деятельность учащихся ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов: -результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальных реальностей в повседневной жизни): правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказание доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; оценка поведения жизненных ситуаций; отстаивание нравственной позиции в ситуации выбора; правильное осуществление двигательных действий и их использования в условиях соревновательной деятельности, и организации собственного досуга; проведение самостоятельных занятий по развитию основных физических способностей, коррекция осанки и телосложения; правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях; правила пользования современным спортивным инвентарем и оборудованием. -результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышения физической подготовленности; развитие индивидуальных двигательных режимов, подбор и планирование физических упражнений, управление своими эмоциями, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение культурой общения; развитие ценностных отношений школьника к спорту и физкультуре, к родному Отечеству, его истории и народу. -результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации, и организации совместной деятельности с другими школьниками; получения опыта управления с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей. По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование. • Тематическое планирование 5 класс № Наименование темы внеурочной деятельности 1. Знания о физической культуре 2. Общая физическая подготовка 3. Спортивные игры Итого Колво часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 4 теория https://multiurok.ru/files/znaniia-o-fizicheskoikulture.html 10 практика 20 практика http://dopstek.ucoz.ru/distancionnoe/sportivnye_igry..pdf Колво часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 4 теория 10 практика 20 практика 34 6 класс № Наименование темы внеурочной деятельности 1. Знания о физической культуре 2. Общая физическая подготовка 3. Спортивные игры Итого https://multiurok.ru/files/znaniia-o-fizicheskoikulture.html http://dopstek.ucoz.ru/distancionnoe/sportivnye_igry..pdf 34 7 класс № 1. 2. Наименование темы внеурочной деятельности Знания о физической культуре Общая физическая подготовка Колво часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 4 теория https://multiurok.ru/files/znaniia-o-fizicheskoikulture.html 10 практика 3. Спортивные игры Итого 20 практика http://dopstek.ucoz.ru/distancionnoe/sportivnye_igry..pdf Колво часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 4 теория https://multiurok.ru/files/znaniia-o-fizicheskoikulture.html 10 практика 20 практика http://dopstek.ucoz.ru/distancionnoe/sportivnye_igry..pdf Колво часов Форма проведения занятий Электронные ресурсы 4 теория https://multiurok.ru/files/znaniia-o-fizicheskoikulture.html 10 практика 20 практика 34 8 класс № Наименование темы внеурочной деятельности 1. Знания о физической культуре 2. Общая физическая подготовка 3. Спортивные игры Итого т 34 9 класс № Наименование темы внеурочной деятельности 1. Знания о физической культуре 2. Общая физическая подготовка 3. Спортивные игры Итого 34 http://dopstek.ucoz.ru/distancionnoe/sportivnye_igry..pdf