Рабочая программа внеурочной деятельности - Решение задач по химии

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Решение задач по химии»
(для 8 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение задач по химии» составлена для учащихся 9
классов в соответствии с:  Законом Российской Федерации от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;  приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";  приказом Министерства образования и науки РФ от 31
декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 г. № 413».
Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной
стороны химических процессов. Решение задач содействует конкретизации и упрочению
знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач
расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между
причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к
преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня
развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Программа курса «Практикум по химии» предназначен для учащихся 9 классов и
носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к.
предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для
развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и рекомендуется для изучения в течение
учебного года.
Цель курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии
путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие
требованиям устных и письменных экзаменов по химии. Основным требованием к
составлению или отбору задач является

их химическое содержание, чёткость

формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений
практического характера.
Главным назначением данного курса является: – совершенствование подготовки
учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии; – сознательное усвоение
теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач
совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления,
приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса: – конкретизация химических знаний по основным разделам
предмета; – развитие навыков самостоятельной работы; – развитие умений логически
мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности; –
развитие учебно-коммуникативных умений. – формирование навыков исследовательской
деятельности.
Особенности курса: – использование знаний по математике, физике, биологии; –
составление авторских задач и их решение; – использование местного материала для
составления

условий

задач.

Необходимо

совершенствование

качества

обучения

подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии; 
обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала по химии,
формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических
знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с
источниками информации.
При изучении курса осуществляется формирование у школьников умений решать
качественные и расчетные задачи по химии (типовые и комбинированные), а также
углубление и расширение знаний по темам: “Основные понятия и законы химии”,
“Строение атома”, “Химическая связь”, “Термодинамика химических процессов”,
“Химическая

кинетика”,

“Окислительно-восстановительные

реакции”,

“Растворы”,

“Вещества и их свойства”. Задачи курса:  формирование умений комплексного
осмысления знаний;  развитие умений применять полученные знания для решения
расчетных и качественных задач;  формирование умений составлять условия типовых и
комбинированных задач по различным темам элективного курса;  создание условий для
развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной
литературой, собственными конспектами, другими источниками информации;  оказание
помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Решение
задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной
работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и
важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет
устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение
мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи
является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся,
глубины усвоения ими учебного материала.

Содержание курса
Раздел 1. Введение
Цели, задачи курса, структура.
Этапы развития химии.
Раздел 2. Химическая формула вещества
Свободные атомы, простые и сложные вещества. Химические формулы, индекс,
коэффициент.
Относительная атомная масса химического элемента. Относительная молекулярная
масса.
Массовая доля элемента в соединении.
Понятие о валентности. Составление формул бинарных соединений по валентности.
Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Раздел 3. Количество вещества
Число Авогадро. Количество вещества.
Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы
измерения

количества

вещества

–

миллимоль

киломолярный объемы газообразных веществ.

и

киломоль, миллимолярный

и

Плотность вещества. Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и
объема, плотности и относительной плотности газов.
Вычисления, связанные с постоянной Авогадро.
Раздел 4. Уравнения химических реакций
Типы химических реакций. Простейшие уравнения химических реакций. Исходные
вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.
Закон сохранения масс. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на
нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или
объему исходного вещества.
Раздел 5. Растворы
Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях.
Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе.
Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание
растворов. Концентрация вещества в растворе. Молярная концентрация вещества в
растворе.
Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде
раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную
долю примесей.
Раздел 6. Итоговая проверка знаний
Планируемые результаты

•
•

•
•
•

Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать
самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения программы являются:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор,); химическая реакция (химическое
уравнение, расчеты по химическим уравнениям);
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в
быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство
и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого
единства.
3. В трудовой сфере:
- планировать и решать расчетные химические задачи;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными
в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Тематическое планирование

№ п/п

Наименование
Кол-во
Форма
темы внеурочной
часов
проведения
деятельности
занятия
Раздел 1. Введение 1 час
1.
Цели, задачи курса,
1
Групповая
структура. Этапы
Индивидуальная
развития химии
Раздел 2. Химическая формула вещества 8 часов
2.

Вещества: простые,
сложные

1

Групповая
Индивидуальная

3.

Химические формулы,
индекс, коэффициент

1

Групповая
Индивидуальная

4.

Относительная атомная
масса элемента

1

Групповая
Индивидуальная

5.

Относительная
молекулярная масса
вещества

1

Групповая
Индивидуальная

Электронные ресурсы

https://uchi.ru/otvety/questions
/vipishite-prostie-i-slozhnieveschestva-h2-h2o-cl2-al2o3n2-co2-o2-al-hcl
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/pervonachalnyekhimicheskie-poniatiia-iteoreticheskie-predstavleniia15840/khimicheskie-formuly199545/re-2099853a-cec4445c-9a64-c56df52021e3
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/pervonachalnyekhimicheskie-poniatiia-iteoreticheskie-predstavleniia15840/khimicheskie-elementyznaki-khimicheskikhelementov-188929/re2d7eb5ef-a38f-4266-ae4e8f7bc8ae7610
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/otnositelnaiaatomnaia-i-molekuliarnaiamassy-vychislenieotnositelnoi-m_-223201/re99f2d0e6-9a07-46ab-8074-

6.

Массовая
доля
элемента в соединении

1

Групповая
Индивидуальная

b6a44b8160d6
https://skysmart.ru/articles/che
mistry/massovaya-dolya

7.

Понятие о валентности

1

8.

Составление формул по
валентности

1

Групповая
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная

https://skysmart.ru/articles/che
mistry/valentnost
https://skysmart.ru/articles/che
mistry/valentnost

9.

Нахождение
валентности
по
формуле соединения

1

Групповая
Индивидуальная

https://skysmart.ru/articles/che
mistry/valentnost

Групповая
Индивидуальная

Раздел 3. Количество вещества 8 часов
10.
Число
Авогадро.
1
Количество вещества.

1

Групповая
Индивидуальная

Молярная масса.

1

Групповая
Индивидуальная

13.

Молярный
объем
газообразных веществ.

1

Групповая
Индивидуальная

14.

Кратные
единицы
измерения количества
вещества – миллимоль
и
киломоль,
миллимолярный
и
киломолярный объемы
газообразных веществ.
Плотность
вещества.
Расчетные задачи.

1

Групповая
Индивидуальная

1

Групповая
Индивидуальная

16.

Расчеты
количества
вещества его массы и
объема, плотности и
относительной
плотности газов.

1

Групповая
Индивидуальная

https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/kolichestvoveshchestva-226776/re91ae5ac2-1e8d-4f6d-936f0645b96f2afa
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/vychisleniekolichestva-veshchestva227644/re-43cb784f-e2d0437e-a4a8-8b32bf44060b
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/vychisleniekolichestva-veshchestva227644/re-43cb784f-e2d0437e-a4a8-8b32bf44060b
https://obrazovaka.ru/himiya/m
olyarnyy-obem-gaza-tablica-8klass.html
https://gdz-himiya.ru/8klass/gdz-rabochaya-tetradgabrielyan-sladkov-8klass/osnovnye-i-proizvodnyeedinicy-izmereniyakolichestva-massy-i-obyomaveshhestv.html
https://infourok.ru/7klassreshenie-zadach-po-temeplotnost-veshestva5847415.html
https://foxford.ru/wiki/himiya/
gazovye-zakony

17.

Вычисления, связанные
с постоянной Авогадро

1

Групповая
Индивидуальная

https://obrazovaka.ru/himiya/z
akon-avogadro-formula.html

11.

Количество
Моль.

12.

15.

вещества.

Раздел 4. Уравнения химических реакций 6 часов
18.
Типы
химических 1
Групповая
реакций. Решение задач
Индивидуальная
на
нахождение
количества, массы или
объема
продукта
реакции по количеству,
массе
или
объему
исходного вещества.
19.
Простейшие уравнения 1
Групповая
химических реакций.
Индивидуальная

https://berschool.edusite.ru/p113aa1.html

https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/prosteishievychisleniia-po-uravneniiamkhimicheskikh-reaktcii14761/re-2ee73388-eb15-4cd3bf54-bd0d110b9c37
https://skysmart.ru/articles/che
mistry/himicheskie-uravneniya

20.

Исходные вещества,
продукты реакции,
коэффициент, индекс.

1

Групповая
Индивидуальная

21.

Расчеты по химическим 1
уравнениям.

Групповая
Индивидуальная

22.

Решение задач на
нахождение
количества, массы по
количеству, массе или
объему исходного
вещества.

1

Групповая
Индивидуальная

23.

Решение задач на
нахождение объема
продукта реакции по
количеству, массе или
объему исходного
вещества.

1

Групповая
Индивидуальная

https://remote.misis.ru/courses/
168/pages/raschietnyiezadachi-vychislieniie-massyslash-obiema-produktarieaktsii-po-izviestnoi-massieili-obiemu-iskhodnoghovieshchiestvasodierzhashchiegho-primiesi

Групповая
Индивидуальная

https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/vychisleniemassovoi-doli-elementa-vkhimicheskom-soedinenii14602/re-27f48860-7dd4-4ff1b268-eafa009434ed
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/8-klass/raschetnye-zadachipo-khimii-14608/ustanovlenieprosteishei-formulyveshchestva-po-massovymdoliam-elementov-14339/rea6d95c1e-32d4-44e3-a89d-

Раздел 5. Растворы 10 часов
24.
Массовые
доли 1
химических элементов
в соединениях.

25.

Определение
химической формулы
вещества по данным о
его количественном
составе.

1

Групповая
Индивидуальная

https://foxford.ru/wiki/himiya/r
aschety-po-himicheskimuravneniyam
https://interneturok.ru/lesson/c
hemistry/8-klass/bvewestva-iih-prevraweniyab/raschetymassy-veschestva-pouravneniyu-himicheskoyreaktsii

26.

Количественный состав
смесей.

1

Групповая
Индивидуальная

27.

Количественный состав
растворов.

1

Групповая
Индивидуальная

28.

Смешивание растворов. 1

Групповая
Индивидуальная

29.

Концентрация вещества 1
в растворе.

Групповая
Индивидуальная

30.

Молярная
1
концентрация вещества
в растворе.

Групповая
Индивидуальная

31.

Расчеты с
использованием
понятия «доля»

1

Групповая
Индивидуальная

32.

Расчетные задачи на
нахождение массовой
доли раствора

1

Групповая
Индивидуальная

Расчетные задачи на
нахождение массовой
доли раствора

1

Групповая
Индивидуальная

33.

Раздел 6. Итоговая проверка знаний 1 час
34.
Итоговая проверка
1
Групповая
знаний
Индивидуальная
Итого

34

4b77871d076c
https://foxford.ru/wiki/himiya/
opredelenie-kolichestvennogosostava-smesi
https://prosto-oslognom.ru/chimia/04_sostav_r
astvora.html
https://foxford.ru/wiki/himiya/r
eshenie-zadach-s-izmeneniemkontsentratsii-rastvorov
https://lenskykray.ru/uploads/%D0%95%D0
%A2%D0%9D/%D0%92%D1
%8B%D1%80%D0%B0%D0
%B6%D0%B5%D0%BD%D0
%B8%D0%B5%20%D0%BA
%D0%BE%D0%BD%D1%86
%D0%B5%D0%BD%D1%82
%D1%80%D0%B0%D1%86%
D0%B8%D0%B9%20%D0%B
2%D0%B5%D1%89%D0%B5
%D1%81%D1%82%D0%B2.p
df
https://www.yaklass.ru/p/himij
a/11-klass/khimiia-rastvorov7109506/moliarnaiakontcentratciia-rastvorennogoveshchestva-7048766/re72f1f2ef-a0aa-477a-968e161bb34ebce7
https://scienceforyou.ru/teorijadlja-podgotovki-kegje/massovaja-doljaveshhestva-v-rastvore
https://prosto-oslognom.ru/chimia_primery/00
6raschet_po_massovoj_dole.htm
l
https://prosto-oslognom.ru/chimia_primery/00
6raschet_po_massovoj_dole.htm
l


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».