Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «На пути к грамотности» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к грамотности» по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; • учебным планом МАОУ СОШ 30 г. Южно-Сахалинска; • на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов; • с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Программа внеурочной деятельности «На пути к грамотности» предназначена для учащихся 8 класса, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта. В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их. Программа включает 5 разделов: 1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ТЭ. 2. Построение сжатого изложения. 3. Орфография. 4. Пунктуация. 5 Тренировочные тесты в формате ТЭ. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ТЭ. Цель изучения курса Данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации. Задачи изучения курса Основные образовательные задачи курса: • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету; • повысить уровень логического мышления учащихся; • создать условия для формирования языковой компетенции; • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики; выработать навык комплексного анализа текста; • совершенствовать навыки работы над изложением. Развивающие задачи курса: • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи; • способствовать развитию речи учащихся; • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой); • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Воспитательные задачи курса: • формировать ключевые компетенции; • повышать интерес к гуманитарному образованию; воспитывать грамотного гражданина РФ. По окончанию курса учащиеся должны знать: • принципы русской орфографии и пунктуации; • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность; • алгоритм написания сжатого изложения. По окончании курса учащиеся должны уметь: • использовать основные приемы информационной переработки текста; • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка); • применять алгоритм написания сжатого изложения; • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку; • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах; • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой). Место курса в учебном плане В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 8 класса предложен кружок «На пути к грамотности», который рассчитан на 34 часа/1 ч в неделю. Планируемые результаты Главным результатом освоения курса является получение навыков работы с материалами ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам. Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия: • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Ученик 8 класса получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Коммуникативные универсальные учебные действия • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Ученик 8 класса получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; Познавательные универсальные учебные действия • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Ученик 8 класса получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента Предметные: Ученик 8 класса научится: · владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); · моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; · расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; · совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; · работать над расширением словарного запаса; · применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. Ученик 8 класса получит возможность научиться: иметь представление: - о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; - о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - о нормах речевого поведения в различных сферах общения. определять: - основные понятия культуры речи, основные качества речи; - показатели индивидуальной культуры человека; - языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; - изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи; - основные нормы литературного языка; - назначение речевого этикета; - значение различных видов словарей в жизни человека. - качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство). Содержание учебной программы Раздел 1. Введение. (1 час) Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов) Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Контроль знаний: построение сжатого изложения. Раздел 3. Орфография. (14 часов) Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Раздел 4. Пунктуация. (10 часов) Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ. Раздел 5. Тестирование. (4 часа) Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации. Тематическое планирование № 1 1.1 2 2.1 3 2.2 4 2.3 5 2.4 6 2.5 7 8 9 Наименование темы внеурочной Кол-во Форма проведения деятельности часов занятий I. Введение. Структура экзаменационной 1 Вводное занятие работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. II. Построение сжатого изложения. 5 Систематизация «Определение, признаки и знаний характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Композиция, логическая, грамматическая Систематизация структура текста. знаний Понятие о микротеме. Соотношение Систематизация микротемы и абзацного строения знаний текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация Систематизация в тексте. Ключевые слова и их роль в знаний определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». 3.1 III. Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Строение орфографических правил. 3.2 Алгоритмы их применения. 3.3 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 14 Электронный ресурсы http://fipi.ru http://fipi.ru http://fipi.ru Контроль знаний и умений Систематизация http://gia.edu.ru знаний Систематизация знаний Систематизация знаний 10 11 12 13 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. 3.5 Чередующиеся гласные. 3.6 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов». 17 3.7 Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения. 3.8 Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с 3.9 разными частями речи. 3.10 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Правописание производных предлогов. 3.11 18 3.12 Правописание союзов. 19 3.13 20 3.14 Тестовая работа «Орфография». 14 15 16 21 22 23 24 25 26 Систематизация знаний Систематизация знаний 3.4 http://fipi.ru Контроль знаний и умений http://gia.edu.ru Контроль знаний и умений Систематизация знаний Систематизация знаний Систематизация знаний Систематизация знаний Систематизация знаний Систематизация знаний Правописание частиц. по разделу 4.1 IV. Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). 4.2 Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. 4.3 Знаки препинания в ССП. 4.4 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7. Знаки препинания при однородных и 4.5 неоднородных членах предложения. 4.6 Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. 10 Контроль знаний и умений Систематизация знаний http://gia.edu.ru http://fipi.ru http://gia.edu.ru Систематизация http://fipi.ru знаний Систематизация http://gia.edu.ru знаний Контроль знаний и умений Систематизация http://fipi.ru знаний Систематизация http://gia.edu.ru знаний 27 28 4.7 Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат, 4.8 Тире в предложении. 29 4.9 Двоеточие в предложении. 30 4.10 Тестовая работа по разделу «Пунктуация». 31 5.1 V. Тестирование. Пробный тест в формате ОГЭ. 32 5.2 Пробный тест в формате ОГЭ. 33 5.3 Работа над ошибками. 34 5.4 Итоговое занятие Итого Систематизация знаний Систематизация знаний Систематизация знаний Контроль знаний и умений 4 http://fipi.ru Контроль знаний и умений Контроль знаний и умений Контроль знаний и умений 34 http://fipi.ru