Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Математика после уроков» (для 10-11 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Программа курса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), в том числе федеральных рабочих программ (ФРП) по учебным предметам «Математика» (базовый уровень) с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию. Реализация программы курса обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся. Одна из главных особенностей математики – это большой объем межпредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Математика в современных условиях оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования математического аппарата как необходимого инструмента в различных сферах деятельности. Математические знания и методы познания действительности, полученные обучающимися при изучении математики, применяются в рамках образовательного процесса при изучении экономики, а также становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на достижение метапредметных и личностных результатов обучения. Программа рассчитана на один год (34 часа) и предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательной школы. Цель курса: главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности. Задачи курса: - создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; - формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; - расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; - развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики. - создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач; - создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации; - создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи; - продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач; - создать условия для развития коммуникативных и обще учебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 34 часа. Курс реализуется в формате еженедельных занятий Содержание учебной программы Раздел 1. Прикладная математика Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии. Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий. Раздел 2. Профессия и математика Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д. Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей» Раздел 3. Домашняя математика Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера. Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». Раздел 5. Метод математических моделей Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ Раздел 6. Производство, рентабельность и производительность труда Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда. Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Раздел 7. Функции в экономике Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике. Практика: По условию задачи составлять функции в экономике. Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений. Раздел 9. Проценты и банковские расчеты Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года. Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года. Раздел 10. Сложные проценты и годовые ставки банков Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты. Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков. Раздел 11. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада. Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада. Раздел 12. Расчеты заемщика с банком Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи. Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей Планируемые результаты Личностные результаты: - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - умение контролировать процесс и результат математической деятельности; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции; - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные результаты: - регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: - оставлять план и последовательность действий; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; - видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; - концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать - результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера; - выполнять творческий проект по плану; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; - адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Познавательные результаты: - обучающиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; - планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; - выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Коммуникативные результаты: обучающиеся получат возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; - взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - работать в группе; оценивать свою работу. - слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников. Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться: - решать задачи на нахождение площади и объёма фигур - решать сложные задачи на движение; - решать логические задачи; - решать сложные задачи на проценты; - решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты; - решать занимательные задачи; - анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. - пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации; - находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства; - строить плоские и пространственные фигуры. - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; - пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; - уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; - выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; - применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь: • нестандартные методы решения различных математических задач; • логические приемы, применяемые при решении задач; • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков; • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; • применять нестандартные методы при решении программных задач; • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач. Формы подведения итогов реализации программы: Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт: • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Тематическое планирование № Название темы Кол-во часов Раздел 1. Прикладная математика 1. Математика в физических явлениях 2. Решение практических задач, составленных учащимися 3. Математическая обработка химических процессов 4. Математическая обработка биологических процессов 5. Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных Раздел 2. Профессия и математика 6. Математика политехническом образовании в 1 1 Форма проведения занятий Электронные ресурсы Фронтальная работа Индивидуальная работа 1 Групповая работа 1 Групповая работа http://www.dostatok.ru 1 Индивидуальная работа http://www.dostatok.ru 1 Фронтальная работа http://www.dostatok.ru 7. Решение практических задач, составленных учащимися 8. Математика в легкой промышленности 9. Математика и сфера обслуживания 10. Доходы и убытки предприятий Раздел 3. Домашняя математика 1 Индивидуальная работа 1 Групповая работа 1 Групповая работа 1 Групповая работа Расчеты для ремонта 1 дома 12. Расчеты на земельном 1 участке 13. Строительство и 1 математические расчеты Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ Индивидуальная работа Групповая работа http://subsidii.net/ Коллективная работа http://subsidii.net/ 11. Решение тестовых 1 Индивидуальная задач из ЕГЭ на работа движение 15. Решение тестовых 1 Индивидуальная задач из ЕГЭ на работа проценты 16. Решение тестовых 1 Индивидуальная задач из ЕГЭ на сплавы работа Раздел 5. Метод математических моделей http://subsidii.net/ 14. http://www.dostatok.ru 17. Понятие о 1 Фронтальная http://subsidii.net/ математических работа моделях 18. Составление 1 Индивидуальная графических, работа аналитических и др. математических моделей по условию задачи Раздел 6. Производство, рентабельность и производительность труда 19. 20. Проблемы экономической теории Рентабельность 1 1 Раздел 7. Функции в экономике 21. 22. Линейная, квадратичная функции в экономике Дробная функция в экономике Фронтальная работа Фронтальная работа 1 Групповая работа 1 Фронтальная работа http://www.dostatok.ru 23. 24. Функции спроса и предложения Презентации учащихся 1 25. Рыночное равновесие 1 Групповая работа http://www.dostatok.ru 1 Фронтальная работа Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие Фронтальная работа 26. Решение задач на 1 Индивидуальная рыночное равновесие работа 27. Решение уравнений на 1 Индивидуальная рыночное равновесие работа Раздел 9. Проценты и банковские расчеты Решение задач на 1 Групповая работа расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии 29. Начисление простых 1 Индивидуальная процентов за часть работа года Раздел 10. Сложные проценты и годовые ставки банков http://subsidii.net/ 28. http://subsidii.net/ 30. http://www.dostatok.ru Ежегодное начисление 1 Фронтальная сложных процентов. работа Многократное 1 Фронтальная 31. начисление процентов работа в течение одного года и течение нескольких лет Раздел 11. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей Современная 1 32. стоимость потока платежей Бессрочная рента и 1 33. сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии Раздел 12. Расчеты заемщика с банком 34. Итого Банки и активность предприятий деловая 1 34 Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа