Рабочая программа внеурочной деятельности -Занимательная грамматика

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
(для 5-9 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 5 классов.
Объем программы 34 часа, срок ее освоения 1 год, периодичность – 1ч в неделю и
продолжительность 40 минут.
Цель курса: способствовать саморазвитию и личностному самоопределению
учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по
изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных
особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности.
Задачи курса:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой
компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
настойчивости,
самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний,
умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение
потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе
над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие
творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной
культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся
разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к
родному языку, интереса к чтению литературы;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие
умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и
коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание учебного курса
Тема 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись.
Буквы. новгородские берестяные грамоты. Создание славянского алфавита.
Причина, история создания славянского алфавита.
Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа
года. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные
книги и др.)
Примерные темы проектов:
1. Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
Тема 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Примерные темы проектов:
1. Так говорят наши бабушки.
2. Кто у нас окает?
Тема 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И. Даля. Словарь В.И. Даля. Толковые словари.
Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари
синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История
возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных
произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан.
Причины появления этих фамилий. Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сел.
Из истории названий наших сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных
областей России.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические
единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты
греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о
заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской
словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в
художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с
природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия.
Переносное значение слова. Слово-метафора
Примерные темы проектов:
1. Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9. История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
Тема 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема. Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного
происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова.
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов.
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка.
Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших
сел)
Примерные темы проектов:
1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
3. О чем расскажут части слова…
4. Слово о слове…
Итоговое занятие – 1 час.

Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской
и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его
прошлому и настоящему;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, Ростовской области, о языке как
основе национального самосознания;
представление о языке как о явлении национальной культуры и средства
человеческого общения;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач.
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего
изучения языка;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения
более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей
его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как
общечеловеческую ценность.

Тематическое планирование
№

1

Наименование
темы
внеурочной
деятельности
Из
истории
письменности

Кол-во
часов

Форма проведения занятий
Теоретическая
Практическая часть
часть

Электронные
ресурсы

1

Лекция учителя, Самостоятельная
http://rus.1septemb
работа
с работают
с er.ru
информационными
презентацией.
карточками. Составляют
Творческая
карточки с рисуночным
мастерская
письмом.
Готовят
сообщения
для
одноклассников.

2

Особенности
славянского
алфавита

1

Лекция учителя, Работают с литературой http://www.gramot
работа
с по языкознанию.
a.ru
презентацией

3

Реформа
русской азбуки

1

Лекция учителя, Делают
сравнительный http://language.edu.
работа
с анализ славянской азбуки ru
презентацией
и русского алфавита

4

Из
истории
буквы…

1

Рассказ учителя

5

Зачем
нам
столько
букв?
(стенография)

1

Рассказ учителя о Практикуются
причинах
расшифровке
появления
зашифровке слов
стенографии.
Знакомство
с
отдельными
элементами

6

Обойдемся
мы
алфавита?

ли
без

1

Беседа
практическом
значении
алфавита

7

Слышу и пишу.
Почему
не
всегда
одинаково.

1

Беседа
с Выполняют проблемные http://www.gimn13
учащимися.
задания с опознавательной .tl.ru/rus/
Обобщение
функцией,
задания
с
знаний по теме элементами
«Фонетика»
занимательности.

8

Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь!

1

Лекция учителя

Работают
информационными
карточками

с http://www.gramm
a.ru
в http://www.philolo
и g.ru/dahl/

о Игра-соревнование
«поиск слов в словарях»,
справочниках

http://www.imena.
org

Выразительно
читают http://ruslit.ioso.ru
художественные тексты,
практикуются в чтении
предложений с различной
интонацией, составляют
интонационные
схемы
предложений

9

10-11

Сахалинские
краеведы

Лекция учителя.

Знакомятся с работами http://slova.ndo.ru
ученых, игра «угадай
словечко»

Учимся слушать.
«Окаем
или
акаем»?

2

Лекция.
Прослушивание
записей. Анализ.
Работа
со
статьями

Самостоятельная работа с http://www.maprya
информационными
l.org
картами-заданиями.
Анализ
частушек,
записанных от наших
старожилов, связанных с
особенностями говора

12

Где
слова?

живут

1

Сообщения
учащихся.
Лекция учителя.

Практическая работа со http://www.ruswor
словарями. Составление d.org
кроссвордов
по
определенным темам для
последующей работы на
уроках. Грамматические
игры. Шарады.

13

Что в имени тебе
моем?

1

Лекция учителя. Практическая работа по http://www.ruscorp
Знакомство
с изучению
собственного ora.ru
типами словарей. имени,
фамилии
–
значение
имени,
его
происхождение. Анализ
художественных текстов с
точки зрения появления в
них «говорящих» имен и
фамилий.

14

О
чем
рассказали
названия…
Путешествие по
России.
Диалектные
слова

1

Лекция, беседа.

1

Лекция учителя. Работают со словарем http://www.stihiРабота
с «Живого великорусского rus.ru/pravila.htm
презентацией
языка» В.И.Даля
Урокпутешествие.
Анализ
литературных
произведений.

16-17

Учимся слушать.
Диалектные
слова наших сел

2

Лекция учителя

Работают со «Сборником http://gramota.ru/b
диалектных слов» Игры. ook/ritorika/
«Лингвистическое лото»

18-19

Удивительный
мир
русской
фразеологии

2

Лекция
преподавателя.
Сообщения
учащихся
об
истории
отдельных
фразеологизмов.

Аналитическая работа по http://www.ropryal.
выявлению
значения ru
фразеологизмов, работа с
фразеологическим
словарем. Исследование
«жизни»
фразеологического
оборота
в
художественном тексте, в

15

Работа над пополнением http://yamal.org/oo
словарика.
k/

разговорной речи.
20-21

Сколько
в
русском языке
русских
слов?
Как «поймать»
чужака?

2

Поезд истории

2

Лекция учителя.

24

В
гостях
у
братьев-месяцев.

1

Лекция учителя. Анализируют
древние http://www.philol.
Работа
с названия
месяцев, msu.ru/rus/galya-1/
презентацией.
вникают в этимологию
слов.

25-26

Жизнь слова в
художественном
тексте.

2

Работа
презентацией.

27

Из чего состоит
слово.
Морфемыкирпичики.

1

Практикум
по
определению
состава
слова,
значения
отдельных
морфем.

28

История
о
«глокойкуздре»

1

Практикум
по Проблемные задания
определению
опознавательной
грамматического
функцией.
значения слова о
морфемам.

29

Морфемыиностранки

1

Практическое
занятие

Игра
лото»

Смотри в корень

2

Лекция.

Работа с этимологическим http://slovesnikсловарем. Грамматические oka.narod.ru
игры.

32

Морфемытруженики

1

Рассказ учителя о Практическая
работа. http://spravka.gram
значении
Задания
с ota.ru
отдельных
опознавательной
приставок
и функцией.
Задачи с
суффиксов.
объяснительной
функцией.

33

Как образуются
слова?

1

Лекция учителя о Практическая работа.
способах
словообразования

22-23

30-31

Лекционный
Практическая работа по http://www.lrcматериал. Работа определению
языка- lib.ru
с презентацией.
«прародителя»
заимствованных слов.
Лингвистические игры.
http://rusgram.naro
d.ru

с Работают с карточками- http://character.we
заданиями,
определяют bzone.ru
виды тропов. Задания с
элементами
игры,
занимательности. Задания
с
объяснительной
функцией.
Задания с объяснительной http://www.svetoza
функцией.
Проблемные r.ru
задания с опознавательной
функцией.
Сочинение
лингвистических сказок о
морфемах.
с http://www.ivki.ru/
svitok/

«Грамматическое http://vedi.aesc.ms
u.ru

http://likbez.spb.ru

34
Итого

Конкурс
знатоков

1
34

http://www.ruscent
er.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».