Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «В мире клеток и тканей» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 4. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253; Объём программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год Цель: познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. Задачи программы: Образовательные • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. • Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний. • Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами. • Развитие навыков общение и коммуникации. • Развитие творческих способностей ребенка. • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Воспитательные • Воспитывать интерес к миру живых существ. • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Формы организации деятельности учащихся на занятиях • Групповая • Индивидуальная Формы и методы, используемые в работе по программе Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с микроскопом). Наглядность: просмотр видео-, кино, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Ожидаемый результат: • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях. • повышение коммуникативности; • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии; • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой; • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников. • Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности: • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Содержание учебной программы Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи, план работы. Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч). Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (3 ч). Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. Клетка – структурная единица живого организма (10 ч). Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных. Грибы под микроскопом (3 ч). Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Ткани (16 ч). Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная. Планируемые результаты В результате изучения курса обучающиеся на ступени основного общего образования: • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; • получат возможность осознать своё место в мире; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. Формирование: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам; • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни; Регулятивные универсальные учебные действия • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия. • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные универсальные учебные действия • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. • Тематическое планирование № 1. 2 3 Наименование темы Кол-во внеурочной деятельности часов Введение 1 Оборудование 1 биологической лаборатории Методы изучения 1 биологических объектов Форма проведения занятий Беседа Пр. работа Беседа 4-5 Микроскоп. Строение, 2 правила работы. Техника безопасности Практическая работа 6 Методы приготовления и 1 изучения препаратов «живая клетка» и «фиксированный препарат» Беседа 7 Строение Основные клетки. Беседа 8 Изучение готовых 1 микропрепаратов клетки клетки. 1 органоиды Практическая работа Электронные ресурсы https://mbio.basnet.by/cager/ru/content/53-olaboratorii https://interneturok.ru/lesson/bi ology/10klass/bvvedenieb/metodyissledovaniya-v-biologii https://infourok.ru/instrukciyapo-tehnike-bezopasnosti-prirabote-s-mikroskopom5372653.html https://elib.bsu.by/bitstream/12 3456789/189410/1/%D0%91% D1%83%D1%87%D0%B5%D 0%BD%D0%BA%D0%BE% D0%B2_%D0%9C%D0%B8% D0%BA%D1%80%D0%BE% D0%B1%D0%B8%D0%BE% D0%BB%D0%BE%D0%B3% D0%B8%D1%8F%20%D0%B F%D1%80%D0%B0%D0%B A%D1%82%D0%B8%D0%B A%D1%83%D0%BC.pdf aklass.ru/p/biologia/9klass/stroenie-i-sistemyzhizneobespecheniia-kletki17330/sushchnost-kletochnoiteorii-poverkhnostnyi-apparatkletki-tcitoplazma-ia_16038/re-d2f21c1c-cf21-4f90a595-c41d7d2f7daa aklass.ru/p/biologia/9klass/stroenie-i-sistemyzhizneobespecheniia-kletki17330/sushchnost-kletochnoiteorii-poverkhnostnyi-apparatkletki-tcitoplazma-ia_16038/re-d2f21c1c-cf21-4f90a595-c41d7d2f7daa 9 1 Рассказ, беседа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 12 Изучение бактериальной клетки Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука. Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля Споры 1 Рассказ, беседа 13 Половые клетки растений 1 Рассказ, беседа 14 Изучение животной клетки 1 Практическая работа 15 Половые клетки животных 1 Рассказ, беседа 16 Грибы. Общее знакомство. 1 Микроскопические грибы Приготовление 1 микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом Выращивание плесени и 1 изучение ее под микроскопом Беседа Понятие «ткань». Общее 1 знакомство с тканями растений и животных Беседа 10 11 17 18 19 Практическая работа Практическая работа https://mousosh12nov.ru/5252/ 5258/sykorskayayi/27734/ https://hobby-store.ru/stati/kakprigotovit-preparat-kozhicycheshui-luka https://hobby-store.ru/stati/kakprigotovit-preparat-kozhicycheshui-luka https://www.yaklass.ru/p/biolo gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373 https://www.yaklass.ru/p/biolo gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373 https://www.yaklass.ru/p/biolo gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373 https://www.yaklass.ru/p/biolo gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373 https://studfile.net/preview/785 5450/ https://infourok.ru/laboratornay a-rabota-po-teme-izucheniekletok-drozhzhey-podmikroskopom-767697.html https://micromed.pro/articles/pl eseni-pod-mikroskopom.html https://www.youtube.com/watc h?v=cmr1BBXJx-o 20 Покровная ткань растений 1 21 Проводящая растений ткань 1 22 Механическая растений ткань 1 23- Различные виды 2 24 паренхимы растений 25 Образовательная растений ткань 1 26- Эпителиальная 27 животных ткань 2 28- Соединительная 30 животных ткань 3 31- Мышечные 33 животных ткани 3 34 Нервная ткань Итого 1 34 Практическая работа https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 19eb59354539fafe64/raznovid nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 Практическая https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 работа 19eb59354539fafe64/raznovid nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 Беседа https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 19eb59354539fafe64/raznovid nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 Беседа, https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 19eb59354539fafe64/raznovid nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 Практическая ткань https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 19eb59354539fafe64/raznovid nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 Рассказ https://dzen.ru/media/id/5fc5f5 Практическая 19eb59354539fafe64/raznovid работа nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605 рассказ https://foxford.ru/wiki/biologiy Практическая a/osnovnye-tipy-tkaneyработа zhivotnyh Рассказ https://foxford.ru/wiki/biologiy Практическая a/osnovnye-tipy-tkaneyработа zhivotnyh Практическая https://foxford.ru/wiki/biologiy работа a/osnovnye-tipy-tkaneyzhivotnyh