Рабочая программа внеурочной деятельности - В мире клеток и тканей

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«В мире клеток и тканей»
(для 5-9 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
8 апреля 2015 г. № 1/15);
4. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Объём программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится
1 час в неделю, 34 часа в год
Цель: познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, развивать
познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные
способности.
Задачи программы:
Образовательные
• Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
• Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
• Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие

Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
• Развитие навыков общение и коммуникации.
• Развитие творческих способностей ребенка.
• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к миру живых существ.
• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
• Групповая
• Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической
литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино, компьютерных презентаций, биологических
коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
• положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях,
смотрах, соревнованиях.
• повышение коммуникативности;
• появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
• умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с
научной и учебной литературой;
• сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно
приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин,
бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования
информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных
умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения
ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение
ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической,
социальной.
Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование
поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
•

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность
может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
• групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать
свою точку зрения и др.;
• работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой
информации;
• в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами
своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей
к различным видам деятельности.

Содержание учебной программы
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в
лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (3 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп.
Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с
микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (10 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки.
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов
томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки.
Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.
Грибы под микроскопом (3 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и
изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Ткани (16 ч).
Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная
(различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее
разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные
ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

Планируемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся на ступени основного общего образования:
•
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
•
получат возможность осознать своё место в мире;
•
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
•
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
•
получат возможность научиться использовать различные справочные
издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о
природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Формирование:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как
значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия.
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
•

Тематическое планирование
№
1.
2

3

Наименование темы
Кол-во
внеурочной деятельности
часов
Введение
1
Оборудование
1
биологической
лаборатории
Методы
изучения 1
биологических объектов

Форма проведения
занятий
Беседа
Пр. работа

Беседа

4-5 Микроскоп.
Строение, 2
правила работы. Техника
безопасности

Практическая
работа

6

Методы приготовления и 1
изучения
препаратов
«живая
клетка»
и
«фиксированный
препарат»

Беседа

7

Строение
Основные
клетки.

Беседа

8

Изучение
готовых 1
микропрепаратов клетки

клетки. 1
органоиды

Практическая
работа

Электронные ресурсы

https://mbio.basnet.by/cager/ru/content/53-olaboratorii
https://interneturok.ru/lesson/bi
ology/10klass/bvvedenieb/metodyissledovaniya-v-biologii
https://infourok.ru/instrukciyapo-tehnike-bezopasnosti-prirabote-s-mikroskopom5372653.html
https://elib.bsu.by/bitstream/12
3456789/189410/1/%D0%91%
D1%83%D1%87%D0%B5%D
0%BD%D0%BA%D0%BE%
D0%B2_%D0%9C%D0%B8%
D0%BA%D1%80%D0%BE%
D0%B1%D0%B8%D0%BE%
D0%BB%D0%BE%D0%B3%
D0%B8%D1%8F%20%D0%B
F%D1%80%D0%B0%D0%B
A%D1%82%D0%B8%D0%B
A%D1%83%D0%BC.pdf
aklass.ru/p/biologia/9klass/stroenie-i-sistemyzhizneobespecheniia-kletki17330/sushchnost-kletochnoiteorii-poverkhnostnyi-apparatkletki-tcitoplazma-ia_16038/re-d2f21c1c-cf21-4f90a595-c41d7d2f7daa
aklass.ru/p/biologia/9klass/stroenie-i-sistemyzhizneobespecheniia-kletki17330/sushchnost-kletochnoiteorii-poverkhnostnyi-apparatkletki-tcitoplazma-ia_16038/re-d2f21c1c-cf21-4f90a595-c41d7d2f7daa

9

1

Рассказ, беседа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

12

Изучение бактериальной
клетки
Изучение
растительной
клетки.
Приготовление
препарата кожицы лука.
Приготовление препарата
мякоти плодов томата,
яблока, картофеля
Споры

1

Рассказ, беседа

13

Половые клетки растений

1

Рассказ, беседа

14

Изучение животной клетки 1

Практическая
работа

15

Половые клетки животных 1

Рассказ, беседа

16

Грибы. Общее знакомство. 1
Микроскопические грибы
Приготовление
1
микропрепарата дрожжей
и изучение его под
микроскопом
Выращивание плесени и 1
изучение
ее
под
микроскопом

Беседа

Понятие «ткань». Общее 1
знакомство с тканями
растений и животных

Беседа

10

11

17

18

19

Практическая
работа

Практическая
работа

https://mousosh12nov.ru/5252/
5258/sykorskayayi/27734/
https://hobby-store.ru/stati/kakprigotovit-preparat-kozhicycheshui-luka
https://hobby-store.ru/stati/kakprigotovit-preparat-kozhicycheshui-luka
https://www.yaklass.ru/p/biolo
gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373
https://www.yaklass.ru/p/biolo
gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373
https://www.yaklass.ru/p/biolo
gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373
https://www.yaklass.ru/p/biolo
gia/5-klass/izuchaem-tcarstvobakterii-14964/otlichitelnyepriznaki-i-znachenie-bakterii14735/re-890ed28a-dd1c-4c9c882d-7fb3a3588373
https://studfile.net/preview/785
5450/
https://infourok.ru/laboratornay
a-rabota-po-teme-izucheniekletok-drozhzhey-podmikroskopom-767697.html
https://micromed.pro/articles/pl
eseni-pod-mikroskopom.html

https://www.youtube.com/watc
h?v=cmr1BBXJx-o

20

Покровная ткань растений

1

21

Проводящая
растений

ткань 1

22

Механическая
растений

ткань 1

23- Различные
виды 2
24 паренхимы растений

25

Образовательная
растений

ткань 1

26- Эпителиальная
27 животных

ткань 2

28- Соединительная
30 животных

ткань 3

31- Мышечные
33 животных

ткани 3

34

Нервная ткань

Итого

1

34

Практическая
работа

https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
19eb59354539fafe64/raznovid
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
Практическая
https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
работа
19eb59354539fafe64/raznovid
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
Беседа
https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
19eb59354539fafe64/raznovid
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
Беседа,
https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
19eb59354539fafe64/raznovid
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
Практическая ткань https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
19eb59354539fafe64/raznovid
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
Рассказ
https://dzen.ru/media/id/5fc5f5
Практическая
19eb59354539fafe64/raznovid
работа
nosti-tkanei-rastenii605067cbe781846a4030b605
рассказ
https://foxford.ru/wiki/biologiy
Практическая
a/osnovnye-tipy-tkaneyработа
zhivotnyh
Рассказ
https://foxford.ru/wiki/biologiy
Практическая
a/osnovnye-tipy-tkaneyработа
zhivotnyh
Практическая
https://foxford.ru/wiki/biologiy
работа
a/osnovnye-tipy-tkaneyzhivotnyh


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».