Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «БПЛА» (для 5-9 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Программа по беспилотным летательным аппаратам реализуется в соответствии с основными нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р). В настоящее время рынок БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – стал очень перспективной и быстроразвивающейся отраслью, к 2015 году рынок БПЛА уже оценивался в 127 млрд долларов США и продолжает активно развиваться. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательной сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом рынка. Направленность программы. Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС). Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических способностей школьников. Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы. Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС. Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве. Отличительная особенность Представленная Программа отличается тем, что обучающиеся начинают занятия сразу на уже готовых устройствах. Это позволяет демонстрировать детали как отдельно, так и в комплексе, изучать их функции и технические характеристики. Простота деталей, используемых в квадракоптерах, даёт гарантию, что информация будет усвоена уже на начальном этапе обучения. Однако именно эти детали аналогичны тем, которые используются в автомобилестроении. Таким образом, обучающиеся подготавливаются к пониманию технического устройства устройств. Также, когда обучающиеся будут иметь понимание функционирования тех или иных узлов, они смогут проявить свои изобретательские качества. Также отличие программы в том, что обучающиеся пройдут обучение полётам на радиоуправляемых беспилотных летательных аппаратах и проведению аэрофотовидеосъёмки с последующим монтажом. Программа нацелена на повышение не только уровня технических знаний, но и на погружение обучающихся в культуру автомоделизма как творческого, инженерного и спортивного направления. Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skills у детей (игропрактика, командная работа) в сочетании с развитием у них hard-компетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков. Так же участие пилотов в Всероссийском конкурсе АгроНТИ по компетенции Агрокоптеры. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 12-17 лет. Осуществляется свободный набор в группы. Психологические особенности подросткового возраста составляют поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Возраст обучающихся, участвующих в реализации Программы, составляет от 12 до 17 лет. Во время работы в группах разновозрастного состава всегда найдется старший, который сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, и у младшего есть возможность получить поддержку и одобрение. При взаимодействии старшего и младшего большое значение имеет взаимообучение. Дети подросткового возраста характеризуются рядом психофизиологических особенностей, способствующих успешному развитию технических способностей: 1. наблюдательность; 2. достаточно развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций; 3. достаточно развитое пространственное воображение; 4. большая любознательность; 5. общая активность мысли; 6. настойчивость в поисках, умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель. 7. групповые – для всей группы, посвященные обсуждению общих практических и теоретических вопросов; 8. индивидуальные консультации в рамках подгрупповых занятий. Режим занятия во время практических занятий на трассе включает в себя следующие моменты: 9. организационный; 10. осмотр трассы (для выбора наилучшей траектории прохождения поворотов и выбора скорости); 11. подготовка моделей и проверка всех рабочих узлов; 12. пилотирование; 13. выявление допущенных ошибок, поиск их решения. Режим занятия во время теоретических занятий в помещении: 14. организационный момент; 15. вводная часть (краткий рассказ о том, чем будем заниматься); 16. опрос по пройденному материалу; 17. лекция; 18. ответы на вопросы (вопросы по пройденному материалу к педагогу от обучающихся (если что-то непонятно); вопросы от педагога к обучающимся на предмет правильного усвоения пройденного материала). Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально- технической базы и контингента обучающихся. Количество детей в группе до 12 человек. Цель - формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills 1 по следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем). Задачи: Личностные задачи: 1. поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности; 2. развить способность к самореализации и целеустремлённости; 3. сформировать техническое мышление и творческий подход к работе; 4. развить навыки научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности; 5. расширить ассоциативные возможности мышления. Метапредметные задачи: - развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; - формирование коммуникативной компетенции; - формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Образовательные (предметные) задачи: - сформировать у обучающихся устойчивые знания в области моделирования и конструирования БАС; - развить у обучающихся технологические навыки конструирования; - сформировать у обучающихся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях рыночных отношений. Содержание учебной программы 1 год обучения Блок 1. Теория мультироторных систем. Основы управления. Полёты на симуляторе. 1. Вводная лекция о содержании курса. 2. Принципы управления и строение мультикоптеров. 3. Техника безопасности полётов 4. Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы. 5. Практическое занятия с литийполимерными аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка/хранение) 6. Полёты на симуляторе. Блок 2 Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. 1. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. 2. Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. 1 «soft-skills» – теоретические знания и когнитивных приемы, «hard-skills» – умения «работать руками». 3. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления. 4. Настройки полётного контроллера. 5. Инструктаж по технике безопасности полетов. 6. Программирование коптера Tello в Python 7. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. 8. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка» Блок 3 Настройка, установка FPV – оборудования. 1. Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка. 2. Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. Пилотирование с использованием FPV- оборудования. Блок 4. Пилотирование и аэрофото- и видеосъемка 1. Пилотирование 2. Аэрофото- и видеосъемка 3. Итоговые соревнования по стандартам WorldSkills Junior 2 год обучения Блок 1. Планирование проекта. Инструктаж по технике безопасности. Правила выбора проекта. Введение в беспилотную авиацию, в дроностроение. Описание квадрокоптеров, их применение. Знакомство с симулятором полетов на квадрокоптере. Защита проекта. Проектирование рамы квадрокоптера. Начало работы над сборкой квадрокоптера, сборка рамы квадрокоптера согласно инструкции, пайка деталей. Работа с простым инструментом (отвертка, пассатижи). Блок 2. Обучение управлению беспилотным летательным аппаратом. Сборка рамы модели. Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их функционирования. Платы разводки питания: общее устройство, характеристики. Пайка двигателей и регуляторов, пайка регуляторов и силовых проводов к платам разводки питания. Работа с простым инструментом (отвертка, пассатижи). Блок 3. Сборка силовой части. Знакомство с бесколлекторными двигателями, их отличиями от коллекторных двигателей, преимущества. Знакомство со схемой сборки электронных компонентов квадрокоптера. Электронные регуляторы оборотов. Продолжение работы над сборкой квадрокоптера. Пайка и сборка радиотехнической схемы. Установка двигателей, полетного контроллера, платы разводки питания, электронных регуляторов оборотов. Блок 4. Настройка летного контроллера квадрокоптера. Знакомство с полетным контроллером: устройство полётного контроллера, принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера. Продолжение работы над сборкой квадрокоптера. Пайка и сборка радиотехнической схемы. Установка двигателей, полетного контроллера, платы разводки питания, электронных регуляторов оборотов. Настройка полетного контроллера квадрокоптера. Обучение работе на симуляторе. Тестовые запуски квадрокоптеров. Обучение управлению квадрокоптером. Управление квадрокоптером: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «вперед-назад», «влево-вправо», «точная посадка на удаленную точку»,«коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Разбор аварийных ситуаций. Блок 5. Проектирование гоночной трассы. Знакомство с принципами построения трасс. Запуски квадрокоптеров. Настройка ПИДОв и пробные полеты. Продолжение работы в симуляторе по повышению мастерства пилотирования. Блок 6. Конкурс Проведение гоночных соревнований среди команд, допущенных к соревнованиям, в полетном симуляторе. Тактическая борьба и полеты в рамках соревнований. Планируемые результаты Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. уважительное отношение к культуре своего народа; 2. ответственное отношение к обучению; 3. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области научных технологий; 4. бережное отношение к духовным ценностям; 5. нравственное сознание, чувство, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 6. эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учащиеся научатся на доступном уровне: 1. осваивать способы решения проблем творческого и научного характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата; 2. организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе; 3. владеть основами самоконтроля, самооценки; 4. продуктивно общаться и взаимодействовать; 5. развивать художественные, психомоторные, коммуникативные способности; 6. развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус и творческое воображение. Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учащиеся познакомятся: 1. с технологией изготовления квадракоптера из бросового материала, 2. со схемами изготовления квадракоптера, 3. с историей возникновения квадракоптера 4. с правилами ТБ, со схемами изготовления. Учащиеся научатся: 1. подбирать корпус, соответствующие цепи, подбирать цвета для изделий; 2. читать схемы, 3. самостоятельно собирать поделки по схемам, выбирать изделия, которые сами дети будут выполнять. 4. обращаться с колющими и режущими инструментами, клеящими составами, Учащиеся получат возможность приобрести: 1. первоначальные представления о влиянии научного творчества на развития эстетического вкуса, воображения; 2. навыки исполнения поделок из бумаги, картона, пластмасса. 1 год обучения Тематическое планирование № Наименование темы внеурочной деятельности Кол-во часов Форма проведения занятий Электронные 1 Теория мультироторных систем. Основы управления. Полёты на симуляторе. 8 Тестирование, опрос http://engbul.bmst u.ru/doc/723331.ht ml 17 Практическая работа, сборка и настройка квадракоптера, учебные полёты http://engbul.bmst u.ru/doc/723331.ht ml 2 Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. 3 Настройка, установка FPV – оборудования. 4 Пилотирование и аэрофото- и видеосъемка Итого 5 4 34 Практическая работа, http://alexgyver.ru/ установка quadcopters/ видеооборудования, полёт Практическая работа, соревнование 2 год обучения № 1 Наименование темы внеурочной деятельности Планирование проекта. Форма проведения занятий Тестирование, опрос 12 Практическая работа, сборка и настройка квадракоптера, учебные полёты Практическая работа, установка Практическая работа, соревнование 2 Обучение управлению Сборка рамы модели. 3 Сборка силовой части. 9 4 Настройка летного контроллера квадрокоптера. 3 5 Проектирование трассы. 2 Практическая работа, соревнование 6 Конкурс. 2 Практическая работа, соревнование Итого БПЛА. Кол-во часов 6 гоночной 34 Электронные http://engbul.bmst u.ru/doc/723331.h tml http://alexgyver.r u/quadcopters/ http://alexgyver.r u/quadcopters/ http://engbul.bmst u.ru/doc/723331.h tml