Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Спорт» (для 10-11 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление. Программа внеурочной деятельности «Спорт» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы. Настоящая программа по физической культуре для 10-11 классов составлена на основе рабочей программы по физической культуре для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Физическая культура» под редакций В.И. Лях (10-11 класса), издательство «Учитель». Рабочая программа реализуется через УМК: Ученик. 10-11 класс. Автор- В.И. Лях для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение», 2016 г. Содержание учебного курса 10 класс. Теоретический раздел. История игры волейбол. История игры волейбол. Правила игры. Жесты судьи. История зарождения волейбольного движения в России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов. Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Причины травматизма. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по волейболу. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом. Практический раздел. Общефизическая подготовка. Различные виды бега: бег с мак. скоростью 6-10м. с места и сходу, стартовый рывок, игры и эстафеты сбегом на короткие дистанции, прыжковые упр. с места и небольшого разбега, упражнения на координацию движения, различные виды челночного бега, прыжок в верх с поворотом на 90, 180гр., упр. на гибкость. Силовые упражнения с мячом, гантелями, отжимание, подтягивание. Физическое совершенствование. Подачи- нижняя прямая, верхняя прямая, передачи верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары- прямой, прямой с переводом, боковой; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите индивидуальные, групповые и командные; двусторонняя игра; блокирование. 11 класс. Теоретический раздел. История игры волейбол. Современное олимпийское движение. История зарождения волейбольного движения в мире. Выдающиеся достижения мировых спортсменов. Правила игры. Физическая культура (основные понятия). Физическая культура общества и человека. Особенности соревновательной деятельности; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Физическая культура человека. Приемы самоконтроля. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий волейбола на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по волейболу. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом. Практический раздел. Общефизическая подготовка. Бег с мак. скоростью 5-10м. с места и сходу, стартовый рывок, игры и эстафеты сбегом на короткие дистанции, прыжковые упр. с места и небольшого разбега, упражнения на координацию движения, челночный бег, прыжок в верх с поворотом на 90, 180гр., упр. на гибкость, силу, отжимание, подтягивание. Физическое совершенствование. Подачи- нижняя прямая, верхняя прямая, передачи -верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары- прямой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защитеиндивидуальные, групповые и командные; двусторонняя игра. Планируемые результаты Личностные результаты Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герба, флага гимна); • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели, сотрудничать для их достижения; • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, исследовательской, проектной и других видах деятельности; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, как важному условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; неприятие вредных привычек — курения, употребления алкоголя и наркотиков; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью — собственному и других людей; умение оказывать первую помощь; Метапредметные результаты • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других людей и эффективно разрешать конфликты; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие поведение, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Предметные результаты В области познавательной культуры: • знания об истории игры волейбол, спорта, и олимпийского движения, об их позитивном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знания о здоровом образе жизни, его значении для укрепления здоровья и профилактики вредных привычек, роли и месте физической культуры в формировании такого образа жизни. В области коммуникативной культуры: • способность четко формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • умение проводить судейство соревнований по волейболу с использованием информационных жестов судьи. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации занятий по волейболу, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • способность проявлять внимание и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • умение преодолевать трудности и выполнять учебные задания в полном объеме; В области эстетической культуры: • умение вести наблюдение за изменением показателей физического развития и объективно оценивать их в соответствии с общепринятыми нормами и представлениями. В области физической культуры: • умение подбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы оздоровительной гимнастики и физической подготовки; Тематическое планирование 10 класс № Наименование темы внеурочной деятельности 1. История игры в волейбол. 2. Физическая культура (основные понятия) 3. Физическая культура человека. 4. Общефизическая подготовка 5. Физическое совершенствование Итого Колво часов 1 2 Форма Электронные ресурсы проведения занятий теория https://ru.sport-wiki.org/vidysporta/voleybol/ теория https://infourok.ru/fizkultura-i-osnovnyeponyatiya-4257843.html 2 теория 4 практика 25 практика https://infourok.ru/fizkultura-i-osnovnyeponyatiya-4257843.html 34 11 класс № 1. 2. Наименование КолФорма Электронные ресурсы темы внеурочной во проведения деятельности часов занятий История игры в 1 теория https://ru.sport-wiki.org/vidyволейбол. sporta/voleybol/ Физическая 2 теория https://infourok.ru/fizkultura-i-osnovnyeкультура ponyatiya-4257843.html (основные понятия) 3. Физическая культура человека. 4. Общефизическая подготовка 5. Физическое совершенствование Итого 2 теория 4 практика 25 практика 34 https://infourok.ru/fizkultura-i-osnovnyeponyatiya-4257843.html