Рабочая прогамма внеурочной деятельности - Человек и закон

Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Человек и закон»
(для 5-9 классов образовательных организаций)

Пояснительная записка
Рабочая программа «Человек и закон» составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи
12 и 28) (от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от
01.12.2015 №1577) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3.
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
4.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г.
№1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей».
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель:
Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их
основными правами на основе нормативно-правовых документов международного,
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Задачи:
1. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм
общественной жизни, законов, ее регулирующих;

2. Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах,
регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
3. Воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки, правосознания
подростков;
4. Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых
программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой
области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая
позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на
уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
Место курса в учебном плане:
Курс внеурочной деятельности «Человек и закон» рассчитана на учащихся 8-х
классов, срок реализации 1- год.
Программа рассчитана: в 8 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с
продолжительностью занятия 40 минут; Программа рассчитана на 34 часов в год.
Содержание учебного курса
Тема 1. Что такое право (9 часов) Право и его роль в жизни общества и государства.
Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный
правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).
Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма
общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений.
Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав,
свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Тема 2. Государство (3 часа) Понятие и признаки государства. Государственный
суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим.
Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 3. Право и человек (8 часов) Правовой статус человека и гражданина.
Классификация основных прав и свобод. Права несовершеннолетних. Развитие
положений международного права о правах детей в российском национальном
законодательстве.
Тема 4. Право и государство (7 часов) Основы конституционного строя Российской
Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской
Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные
основы
судебной
системы
Российской
Федерации.
Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд
Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура.
Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 5. Человек и государство (6 часов) Гражданство. Понятие гражданства
Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав
человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном
обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в
демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства
массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в
обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Планируемые результаты освоения
Личностные:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность,
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на:
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде;
• выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные:
• относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство,
Родина;
• усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и
роли человека в нем;

•
•
•
•
•

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного
поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры
России;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
Тематическое планирование

№

Наименование темы внеурочной

Кол-во

Формы

Электронные

деятельности

часов

проведения

ресурсы

занятий
1
2
3
4
5
Итого

Что такое право
Государство
Право и человек
Право и государство
Человек и государство

9
3
8
7
7
34

Дискуссия,

тест, https://soc-

беседа

oge.sdamgia.ru/

Дискуссия, тест,
беседа

https://soc-

Дискуссия, тест,
беседа

https://soc-

Дискуссия, тест,
беседа

https://soc-

Дискуссия, тест,
беседа

https://soc-

oge.sdamgia.ru/
oge.sdamgia.ru/
oge.sdamgia.ru/
oge.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».