Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Говорим на русском» (для 1-4 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Программа «Говорим на русском» составлена в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». 3. Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение. Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку как иностранному для детей 7 лет, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Т.В. Савченко, Е.В. Какориной. Учащиеся обеспечены необходимым количеством учебных пособий, рекомендованных Р.Г. Давлетбаевой. Программа разработана для детей-мигрантов обучающихся в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью. Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения. Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения. Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный. Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости. Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на занятиях: хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учащимися. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогают создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. Работа в парах. Помогает исправлять речевые ошибки учащихся путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учащимися. Дидактические игры. С помощью наглядных игр, привлекая игрушки, предметы, различный печатный наглядный материал. Словесные игры зачастую строятся без опоры на предметную наглядность. Их цель — закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед обучающимися игровой задачей. Словесные игры, являются одним из эффективных средств контроля за процессом формирования устной русской речи обучающих. Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществляются наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего. Обучение в группах по изучению русского языка как неродного - безотметочное. Занятие по изучению русского языка как иностранного имеет свою специфику: в отличие от других предметов его основная цель связана с формированием коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим можно выделить следующие ключевые черты: - речевая направленность, т.е. обучение в условиях, адекватных условиям будущей коммуникативной деятельности; - функциональность; - ситуативность; - индивидуализация процесса обучения; - мотивированность, использование тем, важных для учащихся. Содержание учебного курса Программа предназначена данного для формирования у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения к многонациональному поликультурному составу российского общества. Весь курс делится на теоретическую и практическую части. 1-й год обучения (устный курс). Знакомство с общими понятиями: семья, профессия, животные, растения, времена года, птицы, игры, игрушки, посуда, транспорт и т.д. Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи в центре внимания учащихся при обучении, как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов. На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем, пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется работе над словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине, на основе наблюдения или по кадрам фильма. Преподаватели опираются на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре (у большинства учащихся начальной школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности), а также – к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой. Планируемые результаты Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование метапредметных умений, определенных государственным стандартом, формирование специальных учебных умений (работа со словарями; устное общение в сфере учебной и бытовой коммуникации со сверстниками и взрослыми; знакомство с формами русского речевого этикета) и развитие речи. Личностные УУД Личностные результаты обучения направлены на понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету. Личностные результаты освоения обучающимися: - осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межнационального общения и как инструмента познания окружающей действительности; - способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни; - умение осуществлять перенос на русский язык накопленного опыта использования родного языка в коммуникативной деятельности; - понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира; осознание основ базовых общенациональных ценностей российского общества, российской гражданской, этнической и культурной идентичности в соответствии с культурными особенностями семьи, российского народа; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям; - формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов; - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Коммуникативные УУД Направлены на обучение всем видам речевой деятельности; умение извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Коммуникативные действия обеспечивают: - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Особенно важным фактором данный УУД выступает при обучении детей с разным уровнем языковой компетентности, так как именно эти универсальные учебные действия подготавливают ребенка к социализации в обществе с другим языком и иными культурными традициями. Поэтому рассмотрим подробнее виды коммуникативных действий с учетом возрастных возможностей. Регулятивные УУД Направлены на обучение управлению своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); умению контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Процесс достижения регулятивных УУД соответствует выработке у учащихся умений и навыков: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; - соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; - корректировать выполнение задания в дальнейшем; - уметь оценить выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось. Учебная деятельность формируется в процессе решения учебных задач. Учебные задачи ориентируют учащихся на открытие или усвоение нового общего способа решения целого класса однородных задач. Младшие школьники далеко не всегда могут сами открыть новый общий способ действия. Познавательные УУД Направлены на обучение выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; умению строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.) В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки: - дифференцировать звуки внутри слова; - членить поток речи на слова; - опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением; -умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на выразительные средства текста; - умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога; - умение с помощью учителя составлять монолог о предмете, явлении природы, определенного события жизни. - способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы. Предметные результаты Предметные результаты освоения учащихся школы в классах со смешанным составом учащихся: - умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания; - овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой); - овладение диалогической формой речи; - начальное знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение; - различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке; - усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи; - знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания; - умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения; - понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; - осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения. Тематическое планирование № 1. 2. Наименование темы Кол-во внеурочной деятельности часов Введение. Устная и 1 письменная речь. Монолог о себе. Форма Электронные ресурсы проведения Беседа, https://uchi.ru/ составление минирассказов Слово. Предложение. Текст. Будем знакомы! Беседа, игра 1 https://uchi.ru/ 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Описание картинки. «Моя семья». Развитие речи. «Что такое дружба?» Развитие речи. «Что я больше всего люблю делать?» Практикум. Толковый словарь. Значение слова. Развитие речи. Время года.4 сезона. Погода. Развитие речи. Синонимы. «Моё любимое занятие». Развитие речи. Антонимы. «Зима и лето». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Беседа, игра. Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер. Игра «Разложи по порядку». Основа и окончание слова Развитие речи. Суффикс. Питание. Я за столом. Развитие речи. Приставка. Игра «Собираем слова». 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Беседа,игра https://uchi.ru/ 1 Театрализация https://uchi.ru/ 1 Беседа, игра. Имя существительное –часть речи. Здоровье. Части тела. Число имён существительных. Слованазвания предметов и лиц. Развитие речи. Род имён существительных. Магазин. Я в магазине. Предлог. «Мои наблюдения. Что я вижу за окном?» Развитие речи. Имя прилагательное. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. Число имён прилагательных. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Театрализация https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Театрализация https://uchi.ru/ 1 Беседа,игра https://uchi.ru/ Ролевая https://uchi.ru/ Ролевая https://uchi.ru/ 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Развитие речи. Город. Транспорт. Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира. Развитие речи. Мой день. Мой распорядок дня. Глагол-часть речи. Составление рассказов по сюжетной картинке. Развитие речи. Времена глаголов. Время года. Сезонная одежда. Развитие речи. Как научиться правильно списывать. Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт. Развитие речи. Как подготовиться к письму по памяти. Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. Монолог о любимой игрушке. Развитие речи. Диалог «В магазине игрушек» (Сценка) Сочетания ЖИ-ШИ. Игра «Подбери слова». 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Практикум. 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Практикум. https://uchi.ru/ 1 Ролевая игра. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Занятие- игра. https://uchi.ru/ 1 Театрализация https://uchi.ru/ 1 Беседа, игра. Развитие речи. Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. Сочетание ЧА-ЩА, ЧУ_ЩУ. Игра «Подбери слова». 1 Театрализация 2 Беседа, игра. Итого 34 часа Ролевая https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ Ролевая https://uchi.ru/