Приложение 2 к ООП ООО МАОУ СОШ №30 г. Южно – Сахалинска Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по внеурочной деятельности «Безопасность – это важно» (для 1-4 классов образовательных организаций) Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 5. Приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по структурированию и реализации дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ». 11. Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 30, утвержденный пр. № 341 – ОД от 31.08.2021. 12. Устав МАОУ СОШ № 30 г. Южно-Сахалинска, приказ от 17.12.2021 № 780. 13. Правила внутреннего трудового распорядка МАОУ СОШ № 30 г. Южно-Сахалинска от 25.12.2017 года. Современное общество трудно представить без автомобильного транспорта. Транспортные перевозки поддерживают высокий уровень экономической, социальной и культурной жизни страны. Заполонив дорогу машинами, человек, тем самым, ограничил свою свободу действий на улицах, проезжая часть стала опасным участком движения. Автомобиль стал не только необходимым средством передвижения, но и одновременно источником угрозы нашей жизни. Знание и соблюдение правил дорожного движения является одной из важнейших составляющих частей поведения человека и, соответственно, составляющей общего культурного уровня развития личности. Воспитанный, культурный человек не станет подвергать опасности свою жизнь, жизнь других участников движения. Задача обучения основам правил дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах будет оставаться актуальной. Профильные объединения юных и инспекторов движения в образовательном учреждении призваны вести активную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Программа ДООП «Безопасность – это важно!» представляет собой систему занятий, направленных на воспитание достойного участника дорожного движения, формирование личностного отношения к культуре взаимодействия с окружающим миром, способствование осознанному принятию, присвоению общепринятых норм поведения в сфере отношений «человек – улица», «человек – транспорт». Актуальность программы. Программа направлена на формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся посредством познавательной и исследовательской деятельности в области дорожного движения. Задачи: Обучающие • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение; • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; • Обучить способам оказания самопомощи и первой доврачебной помощи; Развивающие • Повысить интерес обучающихся к велоспорту; • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; • Развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов; Повысить интерес обучающихся к велоспорту; Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. Воспитательные • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах. • Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику. • • Содержание учебной программы 1. Наша улица. Теория. Знакомство с устройством улицы – тротуар, проезжая часть, газон, бордюр, трамвайные пути, перекрестки, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки. Традиции движения пешеходов. Правило правой стороны. Основные правила пешеходов. Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. 2. Дорожные знаки. Теория. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, предписывающие знаки, информационноуказательные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички), опознавательные знаки транспортных средств. Практика. Решение карточек по ПДД. 3. Дорожная разметка. Теория. Горизонтальная дорожная разметка. Вертикальная дорожная разметка. Практика. Работа в малых группах по проектированию дорожной разметки. 4. Улица полна неожиданностей. Теория. Движение транспорта. Звуки улицы. Быстро, медленно, близко – далеко. Ограниченный обзор. Состояние дороги в разное время года. Особенность движения и остановки легковых автомобилей, грузовых автомобилей. Звуковые сигналы опасности. Режим работы светофоров. Транспортные происшествия. Практика. Решение карточек по ПДД. Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. 5. Выбираем безопасный путь. Теория. Опасный путь, безопасный путь. Практика. Путь от дома до школы, дом – магазин. 6. Главное правило. Теория. Осторожность, внимательность, наблюдательность, спокойствие, выдержка. Оценка ситуации. Наблюдаем за улицей, движением транспорта и пешеходов. Практика. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере. 7. Наблюдаем за улицей, движением транспорта и пешеходов. Теория. Транспортные происшествия, их причины. Практика. Решение ситуаций на макете перекрестков, на школьном автогородке. 8. Виды перекрестков. Теория. Трехсторонние перекрестки. Четырехсторонние перекрестки. Площади. Практика. Решение ситуаций на макете перекрестков, на школьном автогородке. 9. Регулирование движения транспорта. Теория. История появления светофоров, первые светофоры. Виды светофоров и их назначение. Разрешающие, запрещающие, предупреждающие сигналы светофоров. Пешеходно-вызывные устройства. Практика. Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. 10. Регулировщик и его сигналы. Теория. Первые регулировщики. Инструменты регулирования, жезл. Значение сигналов регулировщика для пешеходов. Сотрудники ГАИ – ГИБДД, их обязанности. Практика. Решение ситуационных задач по карточкам и на автогородке. 11. Один на улице. Теория. Что вижу, то и слышу, на что обращаю внимание. По какой стороне иду. Какие опасности отмечаю. С кого беру пример. Практика. Правила дорожного движения для пешеходов 12. Улицы города. Теория. История развития колеса. Колесницы, телеги, повозки, кареты. Самодвижущиеся телеги, паровые машины, первые автомобили. Практика. Правила дорожного движения для пешеходов. Решение ситуаций на тренажере. 13. Автомобили. Теория. Первые транспортные происшествия, первые правила движения. История развития автомобилестроения. Автомобили нашей страны. Практика. Решение карточек по ПДД. 14. Пассажирский транспорт. Теория. История возникновения автобусов, троллейбусов, трамваев. Специальные транспортные средства – милиция, скорая помощь, пожарные автомобили. Практика. Экскурсия на автопредприятие. 15. Остановки общественного транспорта. Теория. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила обхода стоящих транспортных средств. Обязанности пассажиров. Нужно ли соблюдать правила пассажиров в личном автомобиле? Практика. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя (разбор ситуаций). 16. Торможение и остановка автомобиля. Теория. Тормозной путь. Причины, влияющие на величину остановочного пути. Состояние дороги, состояние шин, погода, время суток, вес автомобиля. Практика. Определяем остановочный путь, определяем безопасное расстояние для перехода. 17. Транспортные происшествия. Теория. Причины и последствия транспортных происшествий, детский дорожно-транспортный травматизм, опасности на пути в школу, анализ дорожной ситуации, меры безопасности. Практика. Разбор конкретных дорожных ситуаций на аварийно-опасных перекрестках и улицах города. 18. Велосипедисты. Теория. Правила дорожного движения и правила безопасной езды на велосипеде. Практика. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. 19. Оказание первой помощи пострадавшим. Теория. Первая помощь при травмах, ранениях, кровотечениях, при несчастных случаях. Первая помощь пострадавшим при ДТП. Практика. Сбор аптечки автомобиля. Выполнение заданий по оказанию первой помощи «пострадавшему», тренировка на манекене. Планируемые результаты Личностные: • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; • осознание ответственности человека за общее благополучие; • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям; • способность к самооценке; • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; • умение ставить и формулировать проблемы; • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; • установление причинно-следственных связей; Предметные: • знание устройства улиц, дорожных объекты, видов транспортных средств, средств регулирования движения, о возможных опасностях при движении по улице; • знание правила пешеходов и пассажиров, возможные последствия дорожно-транспортных происшествий. • умение определять световые и звуковые сигналы опасности, значение сигналов светофора, регулировщика, транспорта; • умение двигаться по тротуару, переходить проезжую часть, выбирать безопасный путь до школы, магазина и т.п.; • умение наблюдать за движением, видеть, слышать и оценивать дорожную ситуацию, предвидеть скрытую опасность; • наличие навыков анализа и оценки дорожной ситуации и определять адекватные меры безопасного поведения; • понимание взаимозависимости всех участников движения и необходимости соблюдения правил дорожного движения. Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование темы внеурочной деятельности Наша улица. Кол-во часов Форма проведения занятий 2 1 беседа беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие 1 беседа, практическое занятие 2 беседа, практическое занятие 2 беседа, практическое Дорожные знаки. 4 Дорожная разметка. 2 Улица полна неожиданностей. Выбираем безопасный путь. Главное правило. Наблюдаем за улицей, движением транспорта и пешеходов. Вспоминаем основные правила дорожного движения. Транспортные происшествия, их причины. Виды перекрестков. 2 1 2 Электронные ресурсы http://www.pdd24.com http://www.pdd24.com http://www.pdd24.com 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Итого Регулирование движения транспорта. Регулировщик и его сигналы. 2 2 Один на улице. 1 Улицы города. 1 Автомобили. 2 Пассажирский транспорт. Остановки общественного транспорта. Торможение и остановка автомобиля. Транспортные происшествия. Велосипедисты. Оказание первой помощи пострадавшим. Подготовка и проведение бесед по ПДД для обучающихся начальных классов Подготовка и проведение конкурсов среди учеников начальной школы по ПДД. Подготовка и участие в городских массовых мероприятиях. Выпуск газеты профильного отряда ЮИД. Изготовление наглядных пособий по ПДД, макетов автомобилей, макета светофора. 1 2 2 3 3 4 4 4 занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие беседа, практическое занятие 3 беседа, практическое занятие 68 http://www.pdd24.com http://www.pdd24.com беседа, практическое занятие 12 2 http://www.pdd24.com беседа, практическое занятие http://www.pdd24.com