Приложение 2
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 30.08.2024 № 332 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по внеурочной деятельности
«Искусственный интеллект»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в информатике» для учащихся
1- 2 класса представляет собой пропедевтический развивающий курс. Изучение вопросов,
связанных с информатикой, в начальной школе вносит значимый вклад в формирование
информационного компонента универсальных учебных действий, выработка которых
является одним из приоритетов общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в информатике» для учащихся
1- 2 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
− Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательно стандарта начального
общего образования»
− Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 21.03.2021 г. № 115;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
- Устав МАОУ СОШ № 30 города Южно-Сахалинска от 17.12.2021 г.
Обучающиеся, в возрасте 6-8 лет, выражают большой интерес к работе на
компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение
с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении
образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Актуальность
программы
обусловлена
повсеместным
внедрением
информационных технологий, что с каждым днем вызывает потребность в овладении все
большим количеством прикладных программ.
Она развивает логическое, алгоритмическое и системное мышление детей, которое
будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и
таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и
других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере
можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое и на других уроках.
Главная цель курса информатики - формирование у учащихся информационной
культуры, многие элементы которой должны войти именно в начальное образование.
Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов,
установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое
поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать,
собирать, представлять и передавать ее нужным образом. Это понятие находится в ряду
таких понятий, как художественная культура, культура поведения и т. п.
К информационной культуре относится умение пользоваться источниками
информации.
В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для
формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных
теоретических понятий в области информатики с помощью игровых технологий, которые
позволяют:
•
сделать процесс обучения занимательным, интересным и доступным;
•
успешно усвоить предлагаемый материал для повышения уровня знаний на
соответствующем этапе обучения.
Программа дает возможность при минимальном количестве учебного времени не
только изучить основные возможности работы, но и увидеть, как их можно использовать
для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие
способности.
Программа предназначена для обучения детей от 6 до 8 лет. Срок реализации
программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Методы обучения – аудиторные по группам.
Тип и формы занятий - практические занятия.
Итоговая аттестация – выполнение проекта (зачет).
Срок реализации – 1 год, 34 часа
Цель программы – развить у обучающихся умение работать с различными видами
информации при помощи прикладных компьютерных программ.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие:
•
сформировать первоначальные представления о компьютере и современных
компьютерных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на
компьютере;
•
сформировать умение оперировать компьютерными терминами и применять
введенные понятия;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
выработать навыки искать и анализировать информацию во всемирной сети Internet;
совершенствовать навыки работы за компьютером;
подготовить детей к изучению базового курса Информатика.
Воспитательные:
воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации из внешних
источников;
выделить и раскрыть роли информационных технологий и компьютеров в развитии
современного общества.
Развивающие:
Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание;
формировать общеучебные умения и способы интеллектуальной деятельности на
основе методов информатики;
развивать зрительное восприятие, умение выделять главное;
развивать познавательный интерес, творческие способности средствами
информационных технологий.
•
Содержание учебной программы
1. Введение. Устройство компьютера.
Теоретические занятия
Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в кабинете
информатики.
Понятие «Компьютер». История создания. Основные устройства компьютера.
Мышь, виды, способы работы с мышью. Клавиатура, история создания.
2. Компьютерная азбука.
Теоретические занятия
Программное обеспечение Windows. Операции с файлами и папками. Виды
информации. Встроенные программы. «Окна», панель инструментов.
Практические занятия
Создание папки. Копирование элементов. Выполнение простых алгоритмов.
Работа с мышиным тренажером. Работа с компьютерным тренажером.
Собирание пазла на время с помощью мыши.
3. Графический редактор Paint.
Теоретические занятия
Назначение графического редактора. Компьютерная графика.
Принцип работы с графическим редактором.
Изучение панели инструментов. Средства рисования. Палитра. Операции с
областями.
Текст и графика.
Практические занятия
Создание рисунка с помощью карандаша. Создание рисунка с помощью готовых
фигур.
Работа с фрагментами изображений. Копирование, перенос, изменение размера.
Редактирование рисунков. Раскрашивание готовых рисунков.
Вставка текста.
Выполнение рисунков на заданную тематику.
4. Изучаем текстовые редакторы.
Теоретические занятия.
История обработки текстовых документов. Объекты и параметры текстового
документа. Характеристики текстовых документов.
Шрифт, размер, цвет, выравнивание.
Форматирование и редактирование текста.
Практические занятия.
Создание, редактирование многоуровневых списков.
Выполнение задания «Мой режим дня».
Оформление таблиц. Редактирование текста. Выполнение заданий на предложенную
тематику.
Добавление картинки в файл. Рисование. Работа с рисунками.
Автофигуры: наклон, изменение положения, заливка, объем, тень.
Создание новогоднего приглашения.
5. Создаём презентацию в среде PowerPoint.
Теоретические занятия.
Знакомство с программой. Этапы создания презентации. Фон, вставка.
Практические занятия.
Создание слайдов. Дизайн. Вставка текста и рисунков. Анимация. Переходы,
настройка времени. Создание презентаций на заданную тематику.
Развивающие игры.
6. Знакомство с интернетом.
Теоретические занятия.
Как устроен Интернет? Этика общения. Безопасность в сети Интернет.
Практические занятия.
Образовательные ресурсы. Интернет – развлечения.
7. Основы компьютерной графики.
Теоретические занятия.
Композиция рисунка. Развитие воображения. Закрепление знаний.
Практические занятия.
Создание композиции. Выполнение пейзажа. Творческая работа.
.
Планируемые результаты
В результате работы по программе обучающиеся должны показать следующие
результаты:
Личностные:
•
сформировать
первоначальные
навыки
планирования
целенаправленной
деятельности человека;
научиться правилам общения, этике и безопасности при использовании сети
Интернет;
•
сформировать умение наблюдать за объектами, обнаруживать изменения и учиться
описывать их;
•
развить умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;
•
получить опыт рефлексивной деятельности и опыт организации своей деятельности
при выполнении интерактивных заданий.
Метапредметные:
•
научиться выявлять отдельные признаки сопоставляемых объектов в процессе
информационного моделирования;
•
осуществлять контроль при наличии эталона;
•
оценивать правильность выполнения своих действий;
•
решать задачи творческого и поискового характера при выполнении упражнений на
компьютере и компьютерных проектов;
•
овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера;
•
сформировать умение искать информацию при использовании компьютера для
выполнения интерактивных и развивающих компьютерных заданий;
Предметные:
•
познакомиться с компьютерной средой, способами использования средств ИКТ в
дальнейшей учебной деятельности;
•
узнать названия клавиш-помощников;
•
выполнять простые алгоритмы и создавать свои по аналогии;
•
приобрести опыт использования прикладных компьютерных программ.
Основным результатом обучения является достижение информационно коммуникационной
компетентности
учащихся,
развитие
интеллектуальных
и
познавательных интересов детей, освоение информационных технологий, используемых в
их повседневной и будущей жизни.
В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в
кабинете, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к
локальной сети.
Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное
выполнение практических заданий на компьютере.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ
с использованием компьютера.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность обучающихся.
Приоритетными методами её организации служат
практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в
программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и
компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для
обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в
программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность
•
выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и
личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материальнотехнической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся
при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил
электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления
учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или
общественно-значимых объектов труда.
Данная программа предусматривает формирование функциональной грамотности
обучающихся. Это выражается, прежде всего, в развитии креативного мышления.
Составляющие креативного мышления: любознательность (активный интерес к заданию),
создание идей (воображение), развитие предложенных идей (умение перестраивать
деятельность с появлением новой информации).
Тематическое планирование
№
Наименование темы внеурочной
деятельности
Кол-во
часов
1
Знакомство
с
компьютерным
кабинетом.
Правила
техники
безопасности. Информация, виды
информации. Этикет общения.
Знакомство с компьютером и его
основными устройствами.
Развитие
внимания.
Курсор.
Назначение клавиш-стрелок.
Клавиша . Работа с мышью.
Упражнения с мышью.
Работа на клавиатуре. Назначение
клавиш <Пробел>, .
Меню, панель инструментов, окна
Операции с файлами и папками.
Калькулятор, блокнот, проводник,
корзина, часы, календарь.
Промежуточная диагностика «Собери
пазл на время"
Назначение графического редактора
Paint.
Компьютерная
графика.
Принцип работы с графическим
редактором Paint.
1
2
3
4
5
Форма
проведения
занятий
Устный
опрос,
беседа
Электронные
ресурсы
1
Устный
беседа
опрос, https://4see.r
1
Устный
беседа
опрос, http://www.i
1
Педагогическое
наблюдение
Устный
опрос, https://4see.r
беседа
u/veselaya-
1
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
ct.edu.ru/
informatikadlya-
6
malishey-2.0
опрос, http://www.i
ct.edu.ru/
Создание рисунков с помощью
карандаша. Создание рисунков с
помощью готовых геометрических
фигур.
Инструменты рисования. Настройка
инструментов. Свободное рисование.
Раскрашивание готовых рисунков.
1
Устный
беседа
1
Устный
беседа
8
Редактирование рисунков. Выделение,
перенос, копирование. Задание
«Паркет», «Соты».
1
Устный
беседа
9
«Пароход»
1
Устный
беседа
10
«Зонтик»
1
11
«Инопланетянин»
1
12
«Транспорт»
1
Устный
беседа
Устный
беседа
Устный
беседа
13
Открытка для мамы
1
14
«Зимние узоры»
«Зелёная красавица»
«Клоун»
1
Знакомимся с текстовым процессором
Microsoft Word. Объекты текстового
документа.
Создание,
редактирование
многоуровневых списков. Задание
«Списки».
1
Устный
беседа
опрос,
1
Устный
беседа
опрос, https://4see.r
7
15
16
17
1
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
опрос, https://lbz.ru
/files/7906/
опрос,
опрос, http://www.i
ct.edu.ru/
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
Устный
опрос,
беседа
Устный
опрос,
беседа
Опрос,
практическое
задание.
http://www.i
ct.edu.ru/
https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
u/veselayainformatika-
dlyamalishey-2.0
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
18
Шрифт, размер, цвет, выравнивание
(«Мой режим дня»)
1
Устный
беседа
19
Форматирование и редактирование
текста. Оформление текста в виде
таблицы.
Задание «Пары», «Семь чудес света»,
«Планеты».
Как бороться с ошибками?
1
Устный
беседа
1
21
Добавление рисунка или картинки из
файла.
Панель
инструментов
Рисование.
Задание:
«Загадки»,
«Шутка», «Ученый».
1
Устный
беседа
Устный
беседа
22
Автофигуры. Изменение наклона,
положения
автофигуры.
Заливка.
Объем. Тень. Задание «Домик»,
«Орнамент», «Лестница».
1
Устный
беседа
23
Новогоднее приглашение
1
24
Обобщающее занятие.
Проект «Композиция из автофигур».
1
Устный
опрос,
беседа
Практическое
задание
«Работа
с
текстом»
25
Знакомство с программой PowerPoint.
Конструктор слайдов.
Возможности и область использования
приложения PowerPoint.
Объекты
презентации.
Панель
инструментов.
Создание фона. Вставка текста и
рисунков в презентацию. Знакомство с
PowerPoint. Первые шаги.
Создание анимации текста. Создание
анимации рисунка. Демонстрация,
практическая работа.
1
Устный
беседа
1
Устный
беседа
опрос, https://lbz.ru
1
Устный
беседа
опрос, http://www.i
20
26
27
опрос,
опрос, www.it-n.ru
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
опрос, www.it-n.ru
/files/7906/
ct.edu.ru/
Запуск и отладка презентации.
Создание презентации «Мой
дом».
Переходы, настройка времени
1
Устный
беседа
опрос, https://lbz.ru
1
Устный
беседа
опрос, https://4see.r
30
Создание презентации на тему
«Моя семья»
1
31
«Занимательный мир информатики».
Игра.
2
Самостоятельная
творческая
работа,
взаимопросмотр,
взаимооценка
Устный
опрос, https://lbz.ru
беседа
/files/7906/
32
Итоговое занятие.
Творческая работа «Мой 1рисунок».
Выполнение комплексной работы в
графическом редакторе.
2
28
29
Итого
34
Устный
беседа
/files/7906/
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0
1.
w
ww.1septem
ber.ru
опрос, https://4see.r
u/veselayainformatikadlyamalishey-2.0