Рабочая программа ООО учебного предмета ОДНКНР

1

Приложение 1
к ООП ООО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 31.08.2023 № 296 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного предмета «ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
для обучающихся 5-6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее-ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
• требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего
образования
(ФГОС
ООО)(утвержден
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 287);
• требования к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным );
• основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей- важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Феде-рации от 2 июля 2021 г .№ 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России .Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и

2

многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории .
В
процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к от-бору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии .
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающего-ся и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность) .
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажиро-ванности в содержании предмета и его смысловых
акцентах .
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам .
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5-6-го класса, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов .
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального
и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине .Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии .
Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Целями изучения учебного курса являются:

3

•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного существования народов, религий, национальных
культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны .
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, меж-культурный, межконфессиональный
диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
• расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
• 6углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
• формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях,

4

•
•
•

•
•
•
•
•

•

•

ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
6 6воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности
других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие
взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными института-ми, а, следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных
ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для
активной самостоятельной познавательной деятельности.

Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном
плане.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является обязательной для изучения. Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» изучается в 5-6 классах.
Программа рассчитана на 34 часа на каждый учебный год, 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Введение. Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна.
Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба
народов.

5

Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его
история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык —
основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт
русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль
культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного
пространства России.
Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда,
пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука,
духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира.
Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. основы духовнонравственной культуры народов россии. 5—6 классы 11
Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в
жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство
ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ
получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур
народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов
России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент
общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовнонравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа,
государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов
России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях.
Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего
труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье
(с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком?
Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как
реализация духовно-нравственных ценностей. 12 Примерная рабочая программа
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

6

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое
история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное
осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные
произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и
межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему
праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память
культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть
культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные
произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми.
Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур
России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна.
Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности народов России.
Тема 33. Итоговое Повторение.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Введение.
Тема 1 . Мир культуры: его структура .

7

Культура как форма социального взаимодействия .Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества .Расстояние и образ жизни людей .Научнотехниче-ский прогресс как один из источников формирования социаль-ного облика
общества .
Тема 2 .Культура России: многообразие регионов .
Территория России .Народы, живущие в ней .Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием куль-тур .Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России .
Тема 3 .История быта как история культуры .
Домашнее хозяйство и его типы .Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды .Многообразие культурных укладов как результат исторического
раз-вития народов России .
Тема 4 .Прогресс: технический и социальный .
Производительность труда .Разделение труда .Обслуживающий и производящий труд
.Домашний труд и его механизация .Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5 .Образование в культуре народов России .
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания .Социальная
обусловленность различных видов образования .Важность образования для современного
мира .Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей .
Тема 6 .Права и обязанности человека .
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России .Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации .
Тема 7 .Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие .
Мир религий в истории .Религии народов России сегодня .Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей .
Тема 8 .Современный мир: самое важное (практическое занятие) .
Современное общество: его портрет .Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России .
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 .Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека .Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России .Право и
равенство в правах .Свобода как ценность .Долг как её ограничение .Общество как
регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств .Единство духовной жизни .
Тема 10 .Взросление человека в культуре народов России .
Социальное измерение человека .Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст
.Проблема одиночества .Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми
.Самостоятельность как ценность .
Тема 11 .Религия как источник нравственности .
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления .Нравственный
идеал человека в традиционных религиях .Современное общество и религиозный идеал
человека .
Тема 12 .Наука как источник знания о человеке и человеческом .
Гуманитарное знание и его особенности .Культура как само-познание .Этика .Эстетика
.Право в контексте духовно-нравственных ценностей .
Тема 13 .Этика и нравственность как категории духовной культуры .
Что такое этика .Добро и его проявления в реальной жизни .Что значит быть
нравственным .Почему нравственность важна?
Тема 14 .Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю .Как устроена моя жизнь .Выполнение
проекта .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

8

Тема 15 .Труд делает человека человеком .
Что такое труд .Важность труда и его экономическая стоимость .Безделье, лень,
тунеядство .Трудолюбие, подвиг труда, ответственность .Общественная оценка труда .
Тема 16 .Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг .Героизм как самопожертвование .Героизм на войне .Подвиг в мирное
время .Милосердие, взаимопомощь .
Тема 17 .Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние .Человек в
социальном измерении .Дружба, предательство .Коллектив .Личные границы Этика
предпринимательства .Социальная помощь .
Тема 18 .Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания .Бедность .Инвалидность .Асоциальная семья .Сиротство .
Отражение этих явлений в культуре общества .
Тема 19 .Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие .Взаимопомощь .Социальное служение .Благотворительность .Волонтёрство
.Общественные блага .
Тема 20 .Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России .Гуманизм .Истоки гуманистического мышления .Философия
гуманизма .Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России .
Тема 21 .Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества .Социальные профессии: врач, учитель, пожарный,
полицейский, социальный работник .Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий .
Тема 22 .Выдающиеся благотворители в истории .Благотворительность как
нравственный долг .Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги
.Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Тема 23 .Выдающиеся учёные России .Наука как источник социального и
духовного прогресса общества .Учёные России .Почему важно помнить историю науки .
Вклад науки в благополучие страны .Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных .
Тема 24 .Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество .Рассказ о своей будущей профессии .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 Гражданин .
Родина и гражданство, их взаимосвязь .Что делает человека гражданином .Нравственные
качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм .
Патриотизм .Толерантность .Уважение к другим народам и их истории .Важность
патриотизма .
Тема 27 .Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир .Роль знания в защите Родины .Долг гражданина перед обществом .Военные
подвиги .Честь .Доблесть .
Тема 28 .Государство .Россия — наша родина .
Государство как объединяющее начало .Социальная сторона права и государства .Что
такое закон .Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином
.Российская гражданская идентичность .
Тема 29 .Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин .
Тема 30 .Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела .
Тема 31 .Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек .Его образы в культуре .Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .

Тема 32-33.
человеком?» .

9

Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ».
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

10

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.

•

•
•
•

•

•

•

•

•

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, примерная рабочая
программа к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и
её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание); основы духовно-нравственной
культуры народов России.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач (планирование);

11

•

•
•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.

12

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Содержание (тема)

5 класс

Россия-наш общий дом.
11
Семья и духовно-нравственные 6
ценности.
3
Духовно-нравственное богатство 3
личности.
4
Культурное единство России.
14
5
Культура как социальность
6
Человек и его отражение в
культуре
7
Человек как член общества
8
Родина и патриотизм
Итого
34
Итого за курс

Количество часов
6 класс

1
2

9
6
10
9

34
68

Таблица 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».