Рабочая программа СОО учебного предмета экология

Приложение 1
к ООП СОО МАОУ СОШ №30
г. Южно – Сахалинска
Приказ от 31.08.2023 № 296 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного предмета «Экология»
для обучающихся 11 классов

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 11 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом
авторской программы по экологии (авторы Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В.
М. Константинов. - М.: Дрофа, 2022г).
1. Место учебного предмета в учебном плане.
Обязательное изучение экологии на этапе основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объёме 34 часов.
2. Результаты освоения курса экологии — личностные,
метапредметные и предметные.
Изучение экологии в основной школе обусловливает достижение
следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей
этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;

3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения экологии в основной школе должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по экологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно - научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
экологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
экологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом экологии;
3) приобретение опыта использования методов экологической науки и
проведения несложных экологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведение экологического мониторинга в
окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.

3. Планируемые результаты изучения курса экологии
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения
экологических связей в системе «человечество — природа» и достижения
устойчивого развития общества и природы;
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и
товаров отдельными людьми и сообществами;
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды;
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности
жизнедеятельности, энерго - и ресурсосбережения;
использовать местные, региональные и государственные экологические
нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и
выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать
последствия физического, химического и биологического загрязнения
окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев
экологического правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы
их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных
систем и компьютерных программ экологического мониторинга для
характеристики экологической обстановки конкретной территории;

выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных
и глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной
деятельности человека в разных сферах деятельности;
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в
конкретной экологической ситуации;
моделировать
поля
концентрации
загрязняющих
веществ
от
производственных и бытовых объектов;
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

4. Содержание курса экологии
Социальная экология.
Экологические связи человека.
Общие экологические и социальные особенности популяций человека.
Социальные особенности экологических связей человечества: овладение
дополнительными
источниками
энергии,
использование
энергии
производства, способность к согласованным общественным действиям.
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение
огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в
историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности,
формирование
техносферы.
Экологические
аспекты
развития
коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ
жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции
и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения
и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных
ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные
процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности.
Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные
экологические кризисы.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле.
Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость
включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты

веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных
причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей людей.
Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы.
Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и
техносферы (прямоточные процессы). Истощение запасов сырья и
загрязнения среды отходами производства как следствие этих противоречий.
Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами
биосферы. Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических
замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы.
Глобальная роль человеческого разума.
Экологическая демография.
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям
численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники,
болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой
деятельностью. Способность человечества существенно расширять
экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального
качества для демографии человека. Фактический рост численности
человечества.
Современное население Земли, его распределение по планете.
Региональные особенности демографических процессов, их различия и
возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и
возможные последствия сокращения численности населения России. Формы
его предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия.
Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние,
образование, культура. Возможности и перспективы управления
демографическими
процессами.
Оценка
вероятности
достижения
относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные
формы и возможные сроки его достижения.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера:
ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век.
Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое
мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных
задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика.
Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное
сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
Экологические проблемы и их решения.
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества.
Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние
окружающей человека природной среды и природных ресурсов.

Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы:
хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и
принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования.
Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой.
Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и
искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект.
Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах
и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава
атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по
охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на
предприятиях, безотходная технология.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины:
возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности,
нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов.
Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное
расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности..
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их
человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение
энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр.
Использование
новых
источников
энергии,
металлосберегающих
производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при
разработке полезных ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние
почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в
поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв.
Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины
возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв.
Рациональное использование и охрана земель.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в
народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и
последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и
воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других
растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и
редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны
природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов
растений.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия.
Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное
использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу

МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана.
Участие молодежи в охране животных.
Лабораторные работы
Определение загрязнения воздуха в городе.
Определение загрязнения воды.
5. Тематическое планирование
Общеобразовательная
программа
реализуется
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий). Электронные ресурсы (платформы, онлайн-сервисы):
«Российская электронная школа», «Московская электронная школа»,
«Яндекс. Учебник», «ЯКласс», «Учи.ру», «Мои достижения», «Олимпиум»,
«Google Класс», «Яндекс. Школа», «Моя школа в онлайн», скайп и др.
11 класс
Тема программы
1. Экологические связи человека.
2. Экологическая демография.
3. Экологические проблемы и их решения.
Итого

Количество
часов
2
8
24
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».