Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Южно-Сахалинска 693021, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, пл. р-н Луговое, ул. Дружбы, 71 ИНН: 6501103223; КПП: 650101001; ОГРН: 1026500539691; тел.: 8(4242) 79-93-97, эл. почта: yusgo.mbousosh.30@sakhalin.gov.ru Принято решением педсовета Протокол № 1 от 30.08.2023 Утверждаю: директор МАОУ СОШ № 30 приказ от 30.08.2023 № 318– ОД _________Е.Л. Манайчева Согласовано: Советом школы Протокол № 1 от 29.08.2023 Председатель_______Т.Д.Бородина Советом старшеклассников Протокол №1 от 29.08.2023 Председатель _______К.С.Алуева ПОЛОЖЕНИЕ о профильном обучении 1. Общие положения 1.1. Положение о профильном обучении в МАОУ СОШ №30 г.Южно-Сахалинска (далее – Школа) разработано в соответствии со следующим: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказом Минобрнауки от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»; приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов». 1.2. Положение о классах профильного обучения принимается на педагогическом совете Школы с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей, утверждается приказом директора Школы. 1.3. Дополнения и изменения в положение о профильном обучении можно вносить один раз в год перед набором нового класса профильного обучения в том же порядке, в котором принимали положение. 1.4. Школа организует профильное обучение и обучение с углубленным изучением отдельных предметов по программам среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. 1.5. При определении профилей обучения, реализуемых Школой, основными условиями являются: социальный запрос (в том числе учет индивидуальных потребностей); кадровые возможности Школы; материальная база Школы; перспективы получения профессионального образования выпускниками. 1.6. Профильное обучение может быть организовано по следующим направлениям: гуманитарному; социально-экономическому; естественно-научному; технологическому; универсальному. 1.7. Основные цели и задачи классов профильного обучения: обеспечение социализации личности; предоставление обучающимся оптимальных условий для получения среднего общего образования; обеспечение непрерывности среднего общего образования; обеспечение расширенного уровня овладения знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам; создание условий для развития творческих способностей обучающихся в соответствии с их интересами и наклонностями; осуществление профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю. 2. Формирование профильных классов 2.1. Открытие и закрытие классов профильного обучения производится приказом по Школе на основании решения педагогического совета Школы. При закрытии одного из классов профильного обучения обучающимся предоставляется право выбора классов других профилей при условии прохождения индивидуального отбора, в том числе в класс универсального профиля. 2.2. Выпускники основной школы и их родители (законные представители) выбирают профиль обучения исходя из предлагаемых Школой вариантов учебного плана. Учебный план на уровне среднего общего образования формируется в соответствии с ФГОС СОО и ФОП среднего общего образования. 2.3. Комплектование 10-х классов профильного обучения с углубленным изучением предметов учебного плана осуществляется из выпускников 9-х классов в летний период перед началом учебного года в сроки, установленные Школой, по результатам индивидуального отбора. 3. Порядок приема и выпуска обучающихся классов профильного обучения 3.1. Профильное обучение организуется для обучающихся на уровне среднего общего образования (10–11-е классы) с ориентацией на определенную сферу деятельности, развитие профессионального самоопределения. 3.2. Прием учащихся в профильные классы начинается после выдачи аттестатов об основном общем образовании в сроки, установленные образовательным учреждением. В профильные классы школы принимаются учащиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются выпускники 9-х классов, имеющие: • средний балл аттестата не ниже 4 баллов, а также средняя итоговая отметка по обязательным экзаменационным дисциплинам должна быть не менее «4»; • по профильным предметам годовые отметки «4» и «5», при этом хотя бы один профильный экзамен должен быть сдан в формате ГИА. 3.3. Для зачисления в десятые классы школы выпускники девятых классов представляют следующие документы: • документ о получении основного общего образования государственного образца; • паспорт учащегося (копия) или свидетельство о рождении (копия); • результаты ОГЭ (при поступлении в профильный класс, для обучающихся из других школ); • медицинская карта (для обучающихся их других школ); • заявление учащегося (по форме) или родителей ( лиц их заменяющих); • портфолио индивидуальных образовательных достижений по профильным предметам. 3.4.. Школа несет ответственность перед обучающимися, родителями, педагогической общественностью и вышестоящими органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности, обучающихся на образование соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание. 4. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса 4.1. Содержание и организация образовательного процесса в классах профильного обучения строится на основе учебного плана Школы, который является частью основной образовательной программы Школы. 4.2. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.3. Любой профиль состоит из набора базовых предметов и предметов на углубленном уровне. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит 13 обязательных учебных предметов, а также может предусматривать изучение на базовом уровне учебных предметов «Родной язык», «Родная литература», «Второй иностранный язык» в том случае, если ученики или родители (законные представители) в письменном заявлении выразили желание изучать данные предметы, а школа имеет возможности для организации их изучения. 4.4. Учебный план, независимо от профиля обучения, в обязательном порядке содержит учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Математика», «Информатика», «Иностранный язык», «Физика», «Химия», «Биология», «История», «Обществознание», «География», «Физкультура», «Основы безопасности жизнедеятельности». 4.5. Учебный план профиля обучения содержит не менее двух учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане предусматривается выполнение обучающимся индивидуального проекта. 4.6. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в профильном учебном плане среднего общего образования, образовательная организация определяет самостоятельно с учетом максимальной недельной нагрузки и в пределах общего объема учебных занятий за два года – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). 4.7. При профильном изучении учебного предмета в учебном плане Школы могут быть предусмотрены элективные курсы по выбору обучающихся за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. 4.8. Элективные курсы, выбранные обучающимися, и связанные с ними практики, проекты, исследовательская деятельность являются обязательными для посещения всеми обучающимися. Знания обучающихся по элективным курсам оцениваются на общих основаниях. Набор и содержание элективных курсов Школа определяет самостоятельно в соответствии с выбранными обучающимися профилями. 4.9. Для проведения занятий по профильным учебным предметам и элективным курсам класс при его наполняемости не менее 25 обучающихся может делиться на две группы при наличии финансирования. 4.10. Нагрузка обучающихся в классе профильного обучения не должна превышать максимального объема учебной нагрузки и внеурочной деятельности согласно таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. 4.11. Образовательный процесс в классах профильного обучения осуществляют наиболее опытные и квалифицированные педагоги. При этом приоритетными направлениями в деятельности учителей являются: наличие многоплановых целей обучения; активизация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; развитие познавательных интересов обучающихся; использование активных методов обучения. 4.12. Преподавание профильных предметов ведется по рабочим программам, разработанным в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО. 4.13. Рабочие программы по учебным предметам составляются педагогами в соответствии с учебными планами среднего общего образования по профилям, согласовываются руководителями школьных методических объединений учителей и утверждаются приказом директора Школы об утверждении основной образовательной программы среднего общего образования. 4.14. В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденций развития класса промежуточная аттестация по профильным учебным предметам проводится не менее одного раза в учебном году с обязательным срезом знаний в виде письменной работы (по решению педагогического совета Школы) в конце учебного года в 10-м классе, осуществляется сравнительный анализ результатов обучающихся в начале и в конце реализации рабочей программы. 4.15. Учебно-воспитательный процесс в классах профильного обучения предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, навыков исследования, профессионального самоопределения. 4.16. Библиотека Школы, помимо книг, предусмотренных для школьных библиотек, комплектуется учебной, справочной и научно-популярной литературой по реализуемым Школой профилям обучения. 4.17. Государственная итоговая аттестация выпускников профильных классов осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения, №233, Рособрнадзора № 552 от 04.04.2023, в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами власти, а также в соответствии с особенностями проведения ГИА в текущем учебном году, в случае если они приняты органами исполнительной власти в сфере образования. 4.18. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается аттестат о среднем общем образовании в соответствии с приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов». 4.19. Изменение профильной направленности обучения допускается в период обучения в 10 классе (по итогам 1 полугодия) при условии: • наличия заявления обучающегося с согласия родителей (законных представителей) об изменении профиля обучения; • отсутствие у обучающегося академических задолженностей за весь период обучения предшествующий внесению изменений; • проведение индивидуальных консультаций с учителем-предметником вновь выбранного профиля с определением содержания образования, которое учащийся должен самостоятельно освоить с учётом разницы в программах. При наличии нескольких планируемых изменений в ИУП консультации проводятся по каждому предмету отдельно в сроки установленные План-графиком; • успешного прохождения текущей и промежуточной аттестации в форме сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по учебным предметам, входящим в учебный план вновь выбранного профиля. При наличии нескольких планируемых изменений в ИУП сдача зачетов проводится по каждому предмету отдельно в сроки установленные Планграфиком. 5. Управление классами профильного обучения 5.1. Деятельность классов профильного обучения организуется в соответствии с уставом Школы и Правилами внутреннего распорядка учащихся. 5.2. Общее руководство профильным обучением осуществляет один из заместителей директора, назначенный приказом директора Школы. 5.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляет классный руководитель класса профильного обучения, назначаемый приказом директора Школы.